Черное, черное зеркало

« Назад

Черное, черное зеркало 09.12.2015 06:07

Есть фантастика, где описываемый мир придумывается, и есть, где «конструируется». Разобраться в этом различии и было призвано двадцать первое заседание литературно-видео клуба «Дискурс» (5 декабря), где предметом обсуждения стали два эпизода сериала «Черное зеркало».

Модерировал дискуссию и делал основной доклад прозаик Александр Богаделин

zerkalo_afisha

***

Так в чем же, собственно, заключается различие между придумыванием и конструированием? Если перед нами разворачивается масштабная космоопера с межгалактическими цивилизациями, или в основе технического прогресса лежит использование пара, а не электричества, то это явный полет фантазии. Но в последнее время появились романы и фильмы описывающие «ближний горизонт» - время, отстоящее от нашего не на тысячелетия, а на какие-то 10-30 лет, и детализирующие уже наметившиеся тенденции в развитии технологий. Хотя, и в первом, и во втором случаях главными, конечно, являются не технические возможности, а люди, которым приходится приспосабливаться к новым условиям существования.

В сериале «Черное зеркало» предпринята такая попытка – смоделировать поведение человека в мире завтрашних гаджетов. Мире черных зеркал – экранов телевизоров, мониторов, смартфонов.  

Британский сериал, снятый в 2011-2013 годах, состоит из двух сезонов (каждый включает три 40-минутные серии) и полноформатного «Рождественского эпизода». В настоящий момент идет подготовка к съемкам еще 12 серий, а права на эпизод «Все о тебе» купил Роберт Дауни мл., чтобы сделать из него полнометражный фильм.

Сценарист сериала – Чарли Брукер – настоящий гик. Так и не закончив Политехнический институт центрального Лондона, он решил связать свою жизнь с двумя любимыми занятиями – рисованием комиксов и видеоиграми. Злой язык часто приводил его к неприятностям и потере работы, но все закончилось довольно-таки благополучно – с 2006 года он ведет на телевидение собственное юмористическое шоу.  Примерно к этому же времени относится его сценарный дебют, который оказался весьма удачным и дал повод задуматься над «Черным зеркалом».

ЧБ_05

Вот что пишет Брукер по поводу своего общения с гаджетами, и в частности, с программой Сири, встроенной в Айфон.:

«…на прошлой неделе состоялось мое первое столкновение с чудовищной вещью: я впервые поговорил с машиной по серьезке.

...Это тот еще фрик: услужливая, угодливая программа, самоуважение которой на нуле. Но работала она, к моему отвращению, просто великолепно. И я поймал себя, что пользуюсь этим девайсом совершенно серьезно: ни ради шутки, ни ради эксперимента, а потому что мне требовалась помощь».

Проэкстраполировав свой опыт в будущее, он пришел к неутешительному выводу: «Послезавтра я влезу в перепалку с остроумной мультяшкой на стаканчике для смузи. К 70 годам буду вести душещипательные беседы с синтетическими имитациями своих уже померших знакомых». И решил смоделировать это завтра, облачив свои «страхи» и уже имевшими место случаи, в художественную форму.  

***

Первый эпизод «Черного зеркала» называется «Государственный гимн».

Похищена всеобщая любимица, фейсбук-принцесса Сюзанна, и похититель выставляет жесткое требование: премьер-министр должен совокупиться со свиньей в прямом эфире. Традиционные СМИ не могут обсуждать требования преступника, но соцсети захлестнул буквально шторм дискуссий, который и заставил выполнить требуемое.

Брукеру даже не пришлось ничего особо придумывать. В 2010 году премьера Гордона Брауна на встрече с избирателями стала доставать своими вопросами одна 65-летняя дама. Уже в машине он весьма нелестно выразился по ее поводу, забыв, что так и не снял свой микрофон. И хотя никаких обвинений ему предъявлено не было, но под давлением виртуальной общественности Брауну пришлось публично принести извинения.

В эпизоде «15 миллионов бонусов» показано светлое будущее, в котором одновременно решены проблемы безработицы и выработки экологически чистой электроэнергии. Бедняки крутят педали велотренажеров, вырабатывая энергию, а чтобы им было веселее это делать, смотрят развлекательные шоу. Естественно, за кручение педалей полагается вознаграждение в виде баллов, которые можно тратить на еду и досуг, а набрав 15 миллионов – участвовать в шоу талантов.

Название серии «Белый медведь» позаимствовано у парка развлечений, где преступникам стирают память, а затем устраивают театрализованное представление с погонями и перестрелками. В то же время, якобы «зомбированные» зрители бегают за ними, снимая все происходящее на гаджеты. В конце концов, преступника загоняют в мини-театр, где он узнает всю правду, и далее ему опять стирают память.

«Момент для Уолдо» посвящен мультяшному медведю, который выставил свою кандидатуру на выборах и занял третье место, не так уж намного отстав от победителей. Эпизод построен на противопоставлении душевных страданий комика, управляющего медведем, и набирающей обороты технологии. Заканчивается все закономерно – комик выброшен на обочину жизни, а Уолдо покорил мир, заседая в парламентах и благословляя бомбежки лагерей террористов.

Рождественский спецэпизод – полноформатный фильм на полтора часа, рассказывающий о технологии создания второго «я». На несколько дней в мозг вводят микрочип, собирающий всю информацию о человеке, а затем получившуюся виртуальную личность используют, например, в виде личного секретаря и управляющего умным домом. Или в качестве объекта допроса, если чип содержит в себе мозг преступника.

***

Эпизоды, которые обсуждались на «Дискурсе» назывались «Скоро вернусь» и «Все о тебе».

В первом, рассказывается о программе, которая собирает информацию об умершем человеке из соцсетей и делает его симуляцию. Беременная жена не находила себе места, и вначале вступает в «переписку» со своим погибшим мужем, затем общается с ним по телефону и, наконец, заплатив сумасшедшие деньги получает биоробота с этой симуляцией. Но как выстраивать человеческие отношения с нечеловеком?

Действие эпизода «Все о тебе» происходит в мире, где у каждого человека в мозг имплантирован девайс, позволяющий записывать все, что видят глаза, и хранить эту информацию бесконечно долгое время. Кажется, эта технология может принести только благо. Например, при посадке в самолет компьютер сканирует все флэшки пассажиров, на предмет выявления на них подозрительных личностей. Или вы можете бесконечно пересматривать самые приятные моменты своей жизни. Но побочные эффекты иногда сводят все преимущества на нет.

Фильм начинается с предложения главному герою от руководства компании возглавить отдел по сопровождению исков детей к своим родителям, которые, ничего не добившись в жизни, считают, что в этом виновато их воспитание. А небольшая сценка в гостях при многократном повторе возбуждает в муже такую ревность, что он рушит всю свою семейную и профессиональную жизнь.

Снукс-Панов

***

Перед началом дискуссии Александр Богаделин еще кратко рассказал о «проблеме 2045 года». Почти одновременно несколько ученых совершенно независимо друг от друга пришли к выводу, что на протяжении миллиардов лет эволюционные процессы все время ускорялись, и если фазовые переходы – наиболее важные в эволюции точки, нанести на кривую, то к середине XXI века она превратится в вертикаль, упираясь в районе 2045 года в так называемую «точку сингулярности». По мнению футурологов  в этой точке произойдет нечто сравнимое по масштабам с промышленной революцией, но не растянутой на полтора столетия, а в течение нескольких лет. Данный вывод косвенно подтверждает уменьшение жизненного цикла товаров. Если взять, к примеру, эволюцию носителей информации с функцией воспроизведения, то виниловые пластинки доминировали почти столетие, магнитной пленке досталось около 40 лет, CD-дискам – порядка двадцати. Флэш-память проживет, скорее всего, еще меньше. Кривая Снукса-Панова-Курцвейла констатирует, что через тридцать лет принципиальная смена носителей будет происходить чуть ли не каждый год.

Так что все показанное в сериале может оказаться актуальным в самые ближайшие годы.

***

В развернувшейся далее дискуссии, в связи с эпизодом «Скоро вернусь», отмечалось, что он невольно воспроизводит идеи философа-футуролога, родоначальника русского космизма Николая Федорова, который считал, что человечество неизбежно придет к воскрешению всех умерших людей. Фантасты неоднократно обыгрывали эту идею, как, например, Ханну Райаниеми в своем романе «Квантовый вор» или Наль Подольский в «Хрониках незримой империи». И если сейчас существуют специальные роботы для поддержания общения на форумах, то уже в ближайшем будущем могут появиться программы, построенные на основе нейросетей с функцией самообучения. А от них до показанного на экране – один шаг. 

Учитывая же постоянный рост объемов памяти, который может вмещать один носитель, получаем, что и до «жизненных» флэшек осталось не так уж много времени. Естественно, это сокращает личное пространство человека, как это случилось, например, с появлением сотовых телефонов. Но если люди смирились со своей постоянной доступностью и уже не мыслят свое существование без удобных гаджетов, то, вполне возможно, и фиксация всего происходящего пройдет не так уж и болезненно.

 

Тема «Конструирование будущего» будет продолжена на следующем заседании клуба «Дискурс» (9 января) обсуждением романа Йена Макдональда «Дом дервиша». А 19 декабря состоится очередная лекция из цикла «История искусств», посвященная творчеству Рембрандта.

 

Александр Богаделин