Круговорот бродяг продолжается

« Назад

Круговорот бродяг продолжается 24.03.2015 03:28

Тема неугомонных личностей, которым не сидится на одном месте, была продолжена на девятом заседании клуба «Дискурс» (21 марта) романом Джека Керуака «Бродяги Дхармы».

Предметом пристального внимания собравшихся стала вся эпоха битников – предтечей и вдохновителей прогремевших впоследствии революций хиппи, сексуальной и прочих. Именно они первыми решили противопоставить себя ценностям окружающего общества, сознательно выбирая путь маргиналов – вечных бродяг. Но в отличие от главного героя фильма Шона Пенна «В диких условиях» (предмет обсуждения предыдущего заседания), битники не только читали и вдохновлялись книгами. Они их творили. Это «разбитое поколение» создало такой мощный пласт культуры, что отголоски его слышны и в наше время.

Хотя, сразу следует отметить, что их «идолы» не отличались особо примерным поведением. Сам Керуак неумеренно потреблял спиртные напитки и стимулирующие препараты. (Но при этом умудрялся удивлять окружающих своей работоспособностью и пунктуальностью, неизменно выполняя поставленный себе план по написанию такого-то количества слов в день). Берроуз был законченным наркоманом. А Кен Кизи, автор знаменитого романа «Пролетая над гнездом кукушки», участвовал в опытах (причем, официальных) по применению ЛСД и всячески рекламировал этот препарат, разъезжая в своем раскрашенном автобусе по дорогам Америки. И это не говоря о поэте Грегори Корсо - настоящем итальянском мафиози, которому «посчастливилось» сидеть в бывшей камере Лаки Лучано, собравшего и подарившего исправительному заведению прекрасную библиотеку. Но они сумели привнести в поэзию и прозу такую свободу выражения мыслей, какой не знала до этого американская литература.

Керуака возвел в разряд «культовых писателей» роман «В дороге», созданный методом спонтанной прозы, органично выросшей из практикуемых битниками, и позже хиппи, «телег». Телега – это ассоциативная многочасовая речь на заданную тему, в которой особо ценятся не столько прямые описания разбираемого предмета, сколько порождаемые им ассоциации и ассоциации на эти ассоциации. (Кто хочет посмотреть, как это выглядит в реальности, может заглянуть в интервью «Паука» - лидера группы «Коррозия металла», которые он любит раздавать во время своих предвыборных компаний).

Но речь в «Дискурсе» шла о более «зрелом» романе – «Бродяги Дхармы», написанном в период увлечения автора буддизмом. Во вступительном слове ведущего клуба – Александра Богаделина, было подробно рассказано не только о зарождении и классических школах этой религии, но и об «Алмазной сутре» - основе мировоззрения главного героя «Бродяг». Рей Смит, вроде бы, бесцельно путешествует автостопом и в товарных поездах от Тихого океана в Калифорнии до Атлантического в Северной Каролине. Вместе со своим другом Джеффи карабкается в горы или устраивает буйные вечеринки. Но, вместе с тем, он идет путем Дхармы.

Самое поразительное, что в те времена находились дальновидные люди, которые выделяли этим «бродягам» приличных размеров гранты, на которые, например, можно было несколько лет заниматься в Японии переводами древней поэзии, как это описано в романе. Вероятно, они уже тогда понимали, что именно за этими нонконформистами будет будущее.

Наибольший интерес у присутствующих вызвала тема, как потом с такими воззрениями можно адаптироваться к «нормальной» жизни. Удивительно, но хиппи и битники нашли ответ на этот вопрос, когда рождение детей и расширение круга ответственности заставило их идти в бизнес. Они и здесь устроили революцию, породив экономику, в которой мы сейчас живем. Результатом такого симбиоза стал переход от индустриальной фазы (когда во главу угла ставилось материальное производство) к постиндустриальной (главными стали услуги и удовлетворение потребностей людей). А у компаний появились социально-значимые миссии, ибо стремление просто заработать кучу денег стало считаться чем-то неприличным.

Во время обсуждения проводилось много параллелей и с нашей историей - жизнью и творчеством Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, «Наутилуса Помпилиуса»… Тем самым, как бы, иллюстрируя мировой характер описываемых Керуаком воззрений.  

 

Следующей темой заседания клуба «Дискурс» будет музыка и музыканты. 4 апреля состоится просмотр и обсуждение фильма Дэмьена Шазелла «Одержимость» - о тернистом пути к вершинам джаза.

 

Александр Богаделин

 

Хроника клуба «Дискурс»