Микеланджело Антониони и его «Забриски Пойнт»

« Назад

Микеланджело Антониони и его «Забриски Пойнт» 25.08.2016 09:05

Тридцатое заседание (13 августа) литературно-видео клуба «Дискурс» было посвящено творчеству мэтра мирового кинематографа Микеланджело Антониони. Предметом обсуждения стал фильм «Забриски Пойнт», а модерировал дискуссию и делал основной доклад – кандидат филологических наук, журналист, преподаватель ИвГУ Николай Аркадьевич Голубев 

afisha_zabroski

Микеланджело Антониони прожил долгую и плодотворную жизнь (1912 – 2007). Как и многие из его поколения, он не замыкался только на искусстве кино, но и писал прозу, сценарии, ставил спектакли, занимался живописью. (Например, последний фильм – «За облаками», поставлен по четырем рассказам из его книги «Тот кегельбан над Тибром»). И это не смотря на два перенесенных инсульта. После второго - в 1985 году – режиссер, практически, перестал говорить, но все-таки продолжал трудиться.  

Жизнь Антониони – пример упорного воплощения своей мечты. Финансовое положение родителей позволило ему поступить в Болонский университет, но, начав с филологии, он закончил его со степенью экономиста. Еще в студенческие годы Антониони пишет кинорецензии, нещадно критикуя итальянские комедии своего времени, пробует писать сценарии и даже пытается снять свой первый фильм. Документальная лента о клинике душевнобольных, увы, так и не увидела свет – пациенты панически боялись кинооборудования.

Перебравшись в 1940 году в Рим, будущий режиссер посещает занятия в институте экспериментальной кинематографии, из которого вышла большая часть итальянских неореалистов, и работает в журнале «Cinema». Именно к этому периоду относится «практическое» освоение им будущей профессии. Работа ассистентом у Марселя Карне, написание сценариев для фильмов Роберто Росселлини, Джузеппе Де Сантиса, Лукино Висконти и Федерико Феллини, позволили ему приступить к съемкам собственных картин.

Первая документальная лента – «Люди с реки По» (1943), повествовала о жизни простых рыбаков. Затем последовали игровые фильмы «Хроника одной любви» (1950), «Побежденные» (1952), «Дама без камелий» (1953), «Крик» (1957), в которых стали проявляться основные черты творческой манеры режиссера. Это, прежде всего, сосредоточение на внутреннем мире героев, замедленный темп повествования, склонность к панорамным кадрам и длинным планам.

Но известность Антониони принесла так называемая кинотрилогия: «Приключение» (1960), «Ночь» (1961) и «Затмение» (1962), названная кинокритиками «трилогией отчуждения». Все эти фильмы посвящены проблеме некоммуникабельности - герои картин являются явно обеспеченными и устроенными людьми, но все равно не находят себе места в этом мире. И даже любовная связь не разрушает одиночества.

В этот же период Антониони «расходится» с массовым зрителем, для которого его картины казались затянутыми и скучными.

«Красная пустыня» (1964), хотя и примыкает к «кинотрилогии отчуждения», но существенно от нее отличается. В этом, своем первом цветном фильме, режиссер пытается передать эмоции героев через цвет. И даже в индустриальных пейзажах, прежде всего, выделяются насыщенные, яркие плоскости и трубы.

***

Далее наступает период путешествий - Антониони снимает каждую новую картину в новой стране. В Великобритании он поставил один из самых известных своих фильмов – «Фотоувеличение» («Blowup», 1966, Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля). В Америке «Забриски Пойнт» (1969), в Испании и Африке – «Профессия: репортер» (1975) с Джеком Николсоном в главной роли. А между ними – в 1972 году – трех с половиной часовую документальную ленту о Китае.

В 1980 году был снят телефильм «Тайна Обервальда» (по пьесе Жана Кокто «Двуглавый орел»), в 1981 – «Идентификация женщины», а в 1996 вышла последняя картина – «За облаками», где больному режиссеру помогал другой мэтр современного кинематографа – Вим Вендерс.  

Zabriskie-Point_1

«Забриски Пойнт» стоит несколько особняком в творчестве Антониони. Это, наверное, самая политизированная картина режиссера. Но, несмотря на фон – студенческие волнения 60-х, главное в фильме, все-таки, история любви двух молодых людей – Марка и Дарьи.

Все начинается со студенческого собрания. И хотя в обсуждении прозвучало мнение, что это, на самом деле, пародия, трудно отделаться от ощущения, что именно так все и было. «Черные пантеры» подталкивали к решительным действиям с использованием «коктейлей Молотова», маоисты сверялись с «красной книжицей», белые студенты искали свой путь, требуя закрытия университета…  Насилие было просто разлито в воздухе. Если уж почтенные профессора не стеснялись обращаться друг к другу: «вышедшие в тираж ублюдки», то что говорить об их подопечных. Кампусы превратились в места настоящих боев.

Марк становится свидетелем убийства полицейским чернокожего юноши, забаррикадировавшегося вместе со своими товарищами в университетской библиотеке, и уже готов выхватить пистолет, но кто-то опередил его, ранив офицера. Тем не менее, все считают, что стрелял именно он, и ему не остается ничего другого, как только скрыться где-нибудь от полиции. Угнав небольшой самолет, Марк улетает из города.

Вторая сюжетная линия связана с компанией, решившей создать посреди пустыни фешенебельный курорт, и уже построившей первую очередь. Именно туда направляется секретарь и, по совместительству, любовница шефа – Дарья.  Марк вначале решил попугать одинокую девушку в машине, низко пролетая над трассой, но потом приземляется. Между молодыми людьми постепенно возникает симпатия, но когда Марк решает возвратить самолет, его убивают.

Zabriskie-Point_3

Фильм с треском провалился в прокате, собрав всего $ 900 тыс. при бюджете в $ 7 млн., но стал культовым в среде хиппи. В основном, из-за двух сцен. В первой – Марк и Дарья занимаются любовью на дне высохшего миллионы лет назад озера (Забриски Пойнт). Постепенно пустыня «оживает», и вот уже множество пар любят друг друга посреди горячего песка. А во второй, Дарья, узнав о гибели Марка, мысленно взрывает раскинувшийся перед ней курорт, а заодно холодильники с кухнями, шкафы с одеждой – все то, что составляет основу американского общества потребления.

Именно эти сцены и стали основой обсуждения, постепенно перекидывая мостики к другим эпизодам. Прежде всего, к образу пустыни, так любимому Антониони. Для него пустыня – это место вне времени, место свободы. Противофаза всей тогдашней Америке.

Фильм оставляет впечатление большой импровизации, настолько естественно ведут себя актеры, большая часть из которых – любители. (Антониони при окончательном монтаже даже вырезал все сцены с Харрисом Фордом, хотя тот и снимался в эпизодической роли).

Марк Фрешетт, исполнивший роль Марка, до съемок работал плотником, и был случайно замечен режиссером на улице во время перепалки с какой-то женщиной. А с Дарьей Халприн, сыгравшей роль Дарьи, они, действительно, были любовниками.

И еще, конечно, все отметили музыкальный ряд картины. Это такой своеобразный дайджест молодежной музыки того времени. В фильме прозвучали композиции PinkFloyd, TheRollingStones, GratefulDead (Рой Орбисон), TheYoungbloods, Патти Пейдж и др. Позднее саундтрек вышел отдельным диском и стал весьма популярной пластинкой, хотя в него вошла и не вся созданная для фильма музыка. Антониони, например, отклонил песню «L’America», написанную The Doors, и шестиминутную композицию Pink Floyd, которая позже вошла в альбом «The Dark Side of the Moon» под названием «Us And Them».

Остальную дискуссию обозначу только пунктиром. Часть ее касалась сценария картины. «Забриски Пойнт» уже давно стал киноклассикой, и этому в немалой мере способствовала группа прекрасных сценаристов, среди которых, помимо постоянного соавтора Антониони – Тонино Гуэрры, были Сэм Шепард и Клер Пиплоу (жена Бернардо Бертолуччи). Еще разговор касался актуальности картины для своего времени. То, что она многих задела за живое, свидетельствуют хотя бы те факты, что шериф Окленда обвинил режиссера в разжигании народных волнений, а управление штата начало следствие по делу о предполагаемом «антиамериканизме».

Говорилось также о фотографичности картин Антониони, о влиянии на него живописи Сальвадора Дали, Джексона Поллока, Марио Скифано и т.д. В общем, когда дискуссия постепенно подошла к концу, оказалось, что незаметно пролетели три с половиной часа.

 

Фотоотчет о заседании клуба «Дискурс» 13 августа 2016 г.

Тема тридцать первого заседания «Дискурса» (24 сентября) называется «Лица Серебряного века». Под руководством д.ф.н., профессора Д.Л. Шукурова состоится обсуждение мемуаров Георгия Иванова «Петербургские зимы» и Бенедикта Лившица «Полутораглазый стрелец». А 10 сентября начнется новый цикл лекций по истории искусств, и откроет его разговор о наскальных рисунках в пещере Шове

 

Александр Богаделин