«Мишень» Зельдовича обсудили в «Дискурсе»

« Назад

«Мишень» Зельдовича обсудили в «Дискурсе» 12.01.2015 03:06

Полярно противоположные точки зрения были высказаны при обсуждении 10 января в литературно-видео клубе «Дискурс»  фильма Александра Зельдовича «Мишень» (сценарий - Владимира Сорокина). Диалог состоялся в конференц-зале главной библиотеки области.

…Год 2020-ый (не так уж, согласитесь, и фантазийно), «стремительная Россия» (это, похоже, состояние страны и общества). Группа заевш…простите, материально удовлетворенных экстремалов бежит от столичного поедания проросших зерен и суши - к дискомфорту, супчику из свежих овощей и жареной зайчатине…Словом, к поиску острых ощущений, вечной молодости и проч. приключений на свою неугомонную пятую точку. Называется это все поисками себя с явным отсылом к «Анне Карениной» от Льва Николаевича Толстого, причем настолько явным, что тут тебе и цитата про несчастливые семьи, и тема ипподрома, и один из финалов фильма с броском героини под поезд «Сапсан».

Фильм - страстный, со множеством откровенно жестких, порой животных сцен, фильм с прекрасной операторской работой и музыкой композитора Леонида Десятникова. Фильм, как ни странно, о счастье, о поисках счастья, а еще - о человеческой некоммуникабельности, о неумении слушать и слышать друг друга. Есть в картине и политический подтекст: главный герой - министр природных  ресурсов, а предполагаемая Россия в фильме отгорожена «железным занавесом» от Европы и повернута на Восток, на Китай.

Пресловутая «мишень» - зона, куда стремятся герои, это рассекреченный стратегический объект, детектор космического излучения, несущий сейчас какую-то мистическую функцию… Главная героиня и партнер ее стремятся попасть внутрь в надежде обрести вечную молодость и преодолеть собственную бездетность, то есть, как ни крути, в надежде на продление и рода, и себя. Ан не тут-то было, хотя у местных, живущих рядом с «мишенью» с детородностью также хорошо, как с психикой: вон как лихо разводят на «бабки» приехавших за экзотикой в виде удобств под открытым небом…

…И, конечно же, пародийное кулинарное телешоу как верх общественного циничного гламура. Эх, настолько узнаваемо, что и жуть, и оторопь…

Фильм с замахом (если не сказать, что с претензией) на пророчествование, хотя и с констатациями реалий. В послефильмовом обсуждении молодые коллеги, как молодым и положено, говорили и о смысле жизни, и об ее бесконечности или конечности, и даже о Страшном Суде. Лично мне в контексте вспомнились строчки незабвенного Андрея Вознесенского «Вечером, ночью, днем и с утра / Благодарю, что не умер вчера» да и из непонятого страной Владимира Маяковского о хорошем отношении к лошадям (в фильме на сей счет имеется аллегорическая сцена).

Есть в «Мишени» эпизод, сделанный почему-то  проходным, это упоминание о мироточащей (плачущей!) иконе Богородицы в храме. Как тут не вспомнить (это прежде всего для молодых) цитату из знакового фильма Абуладзе «Покаяние», что дорога, не ведущая к храму, не нужна. Кстати, снявшаяся в «Покаянии» Ия Нинидзе говорила в одном из телеинтервью о семье как о бастионе в житейских штормах. А герои «Мишени» тоже что-то упорно ищут (упорства-то им не занимать), но вот с целеполаганием и с готовностью к диалогу тут не все ладно.

«Мишень», на мой взгляд, фильм-повод, фильм-предлог задуматься о собственной системе ценностей, о том, куда стремимся, тем более что до 2020-ого - не так уж и далеко. А Россия по-прежнему стремительна, как гоголевская птица-тройка и по-прежнему не дает вопрошателям готовых ответов.

 

Александр БЫКОВ, региональный обозреватель,

участник заседания клуба

bykowalex@mail.ru