Много, много ударов

« Назад

Много, много ударов 06.04.2015 03:44

4 апреля в «Дискурсе» обсуждали фильм молодого американского режиссера Дэмьена Шазелла «Одержимость». Хотя, если быть совсем уж точным, название фильма - «Whiplash», переводится как «ремень», «удар плетью» или даже «бить кнутом». И это не только название картины, но и пьеса, которую разучивает главный герой – Эндрю Ниман (Майлз Теллер), под руководством своего учителя, дирижера лучшего в стране студенческого джаз-бенда, Терренса Флетчера (Дж. К. Симмонс). А еще так можно назвать педагогические методы Флетчера: удар плетью. Много, много ударов.

О чем этот фильм? Об упорстве и становлении характера. Главный герой, превозмогая боль в суставах и от лопнувших мозолей, шаг за шагом идет к своей цели – стать лучшим джазовым ударником, таким как Бадди Рич. Но это не просто путь освоения мастерства, это еще и путь формирования собственного «я» в жестком противостоянии с руководителем оркестра. Эндрю в начале фильма повторяющий: «Я плакса!» и в конце – бросающийся на Флетчера – две совершенно разные личности. (К слову, на съемках фильма тоже царила одержимость. Майлз Теллер получал настоящие пощечины и до мозолей истирал на дублях руки – на барабанах его настоящая кровь. А в сцене, где он бросается на дирижера, Симмонс повредил два ребра).

Интересна история создания фильма. Шазелл сам прошел через нечто подобное, занимаясь в школьном оркестре, и первоначально написанный сценарий был отложен в стол, как слишком личный. Но когда Дэмьен решился на съемки, оказалось, что никто не хочет финансировать фильм. Тогда он снял небольшую короткометражку в качестве анонса и представил ее на фестиваль независимого кино. После получения гран-при, наконец-то, появились и продюсеры.

Фактически, на экране разворачивается противостояние характеров, достойное античной трагедии. И для этого потребовалось всего два мужских характера, ударная установка и вечные темы – фанатичное стремление к совершенству и упорный поиск Моцарта среди сотен Сальери.

Но это, можно сказать, первый уровень восприятия фильма. Приглашенные модераторы постарались показать «изнанку» происходящего.

Джазовый музыкант Александр Сакуров, прежде всего, отметил высокий профессионализм постановки фильма. Для всей исполняемой музыки написаны прекрасные аранжировки (раскладки на инструменты джаз-бэнда), а саундтрек записывали музыканты очень высокого класса.

Нашлось и объяснение необычным воспитательным приемам Флетчера. В Нью-Йорке, оказывается, 40 тысяч только зарегистрированных джазовых музыкантов, из которых минимум 5 тысяч играет на ударных. И чтобы выделиться на этом фоне, надо быть не просто хорошим музыкантом, а, фактически, сделать невозможное. Например, выдать 400 ударов в минуту.

Правда, прозвучала и немного грустная нотка, о том, что фильм касается только западных реалий. В России даже трижды гениальный музыкант не может прожить чистым джазом, давая несколько концертов в год для узкой аудитории ценителей.

Людмила Козиорова – преподаватель музыкального училища, на удивление, поддержала позицию дирижера. И рассказала, что в процессе обучения, конечно, до показанных крайностей не доходит, но запустить палочкой в сфальшивившего музыканта вполне могут.

Было высказано также мнение, что Майлз Теллер, который, кстати, сам играет на ударных с пятнадцати лет, в кадре переигрывает, и музыкант во время исполнения не должен напрягаться. На что было резонно замечено, что, скорее, не доигрывает. Когда у тебя адские боли в суставах, с пальцев капает кровь и нельзя ни на секунду выбиться из сумасшедшего ритма, будешь не просто напрягаться, а выть.

В заключение стоит отметить, что фильм получил вполне заслуженные награды – гран-при фестиваля независимого кино «Санденс», три премии «Оскар», «Золотой глобус», три премии Британской киноакадемии и множество других.

 

На следующих заседаниях клуба «Дискурс» будет продолжена тема: «музыка и музыканты в кино и литературе». 18 апреля состоится обсуждение романа Владимира Орлова «Альтист Данилов», а 2 мая – просмотр фильма «Звуки шума».

 

Александр Богаделин

 

P.S. Джастин Харвитц написал к фильму прекрасный саундрек, который, кстати, не полностью вошел в картину. Он был издан отдельным диском, и услышать его можно, например, вот здесь - www.kinomania.ru/film/762135/soundtracks/

 

Фотоотчет о заседании