Последние годы Ивана Бунина

« Назад

Последние годы Ивана Бунина 27.04.2017 12:10

Тридцать восьмое заседание литературно-видео клуба «Дискурс», как и предыдущее, было посвящено Ивану Алексеевичу Бунину. Если 21 марта М.Ю. Эдельштейн подробно рассказал о содержании, сюжете, литературных интерпретациях последней книги Ивана Алексеевича – «Темные аллеи», то 22 апреля с помощью фильма «Дневник его жены» мы получили возможность увидеть ту атмосферу, в которой создавалось данное произведение.

Модерировал дискуссию – прозаик Александр Богаделин

Афиша_22 апреля_500

В начале заседания была приведена краткая справка о режиссере фильма – Алексее Учителе, и о той творческой группе, благодаря которой и стало возможно появление картины.

Алексей Ефимович Учитель (1951 г.) пошел по стопам отца – известного режиссера-документалиста, и после окончания в 1975 году Института кинематографии отправился работать на Ленинградскую студию документальных фильмов. Наиболее известные его фильмы «документального» периода посвящены еще андеграундной в те времена рок-музыке и культуре: «Рок» (1988), «Митьки в Европе» (1990), «Последний герой» (1992).

Вот что говорит сам режиссер о съемках первого фильма из этой серии:

«Эти мои фильмы - своеобразная форма популяризации людей, о которых ходила масса слухов. Ни с кем из них, кроме Бориса Гребенщикова, до съемок я не был знаком. Все они отнеслись ко мне поначалу довольно настороженно. Помню, как Виктор Цой, например, долго упирался, когда я предложил ему, чтобы в течение трех дней наши камеры стояли в кочегарке, где он тогда работал, и обещал обязательно показать то, что из этого получится. Потом вместе с Цоем и Юрием Шевчуком мы посмотрели отснятый материал. В итоге лед был сломан, контакт установлен - нам дали, как говорится, пропуск работать дальше. Я с ними много общался, иногда даже выпивал, но никакого панибратства не было. Я старался держаться на расстоянии, потому что так задуманы были мои картины.»

И хотя, на волне этих фильмов к Учителю пришел заслуженный успех, в 1995 году он решает обратиться к игровому кино. Вместе со сценаристкой Дуней Смирновой он задумывает трилогию о великих людях эмиграции. Первый фильм – «Мания Жизели» посвящен балерине Ольге Спесивцевой. Второй – «Дневник его жены» - И.А. Бунину. Третья картина о Владимире Набокове, увы, не была снята из-за проблем с авторскими правами.

И эти фильмы появляются отнюдь не случайно. Они – реализация идеологии «мафии Жизели» - группы писателей-художников-музыкантов-кинематографистов, сложившейся в 90-х на брегах Невы. В нее входили, помимо Учителя, Дуня Смирнова, композитор Леонид Десятников (написавший музыку к фильму), балерина Галина Тюнина, дизайнер Елена Супрун и еще множество других известных личностей, решивших воспроизвести в России 90-х творческую атмосферу Чикаго эпохи джаза.

Бунин и В.Н.

И эта «близко-знакомственная», родственная атмосфера как нельзя лучше подходила для создания фильма о жизни Бунина на вилле во французском Грассе. Иван Алексеевич не мог без «большого дома», в котором обитали его жена – Вера Николаевна, любовница – Галина Петрова, поклонник таланта, прижившийся на вилле – Гуров, любовница Галины – оперная певица Марго…. Всех их он терпеть не может. Скандалит, топает ногами, сбегает к любимой собачке, которой читает новые свои рассказы, и беспрерывно нудит: «Единственный собеседник - радио. Хотел застрелиться - не дали. Даже спиться не получается - дорого!». Но когда время разбрасывает всех по разным местам – Галина со своей любовницей уезжают в Америку, Гуров пытается повеситься и сходит с ума, начинает чахнуть и сам Бунин. Короля всегда играет его свита.

***

Не смотря на явную автобиографичность, это фильм, все-таки, о неком «вымышленном» Бунине, в элементы биографии которого вплетены герои его рассказов, а события сдвинуты во времени ради напряженности сюжета.

«Домысливание» начинается с самых первых кадров, где показана смерть И.А. от сердечного приступа по пути в Италию. На самом деле, Бунин умер спустя десять лет после описываемых событий в своей парижской квартире после долгой тяжелой болезни. А унизительный досмотр в поезде, следующем через Германию, случился не в 1933 году после присуждения писателю Нобелевской премии, а спустя три года.

Или возьмем историю с собачкой, которая «выросла» из всего одной строчки дневника Веры Николаевны.

Но именно эти сдвиги и домысливания, не меняя сути происходивших событий, позволили Дуне Смирновой создать из реальной жизни писателя «роман», где все происходящие событий подчинены развитию сюжета и тем акцентам, которые определили для себя сценарист и режиссер.

***

Для лучшего понимания фильма, стоит еще обратиться к интервью Ирины Одоевцевой, которое она дала Анне Саакянц незадолго до своей смерти в 1990 году. Несколько отрывков.

Галина Плотникова

О Галине Кузнецовой (в фильме Галине Плотниковой):

«И вот они (И.А. и В.Н. Бунины) пригласили ее жить с ними вместе, и с той поры они стали жить вместе... и куда бы они ни поехали, тут Вера Николаевна о ней заботилась, и он (Бунин) о ней заботился — Галина оказалась очень мирной, она сумела убедить, и он — и они вдвоем постарались <убедить окружающих в невинности их отношений>. Вера Николаевна <была> настолько наивна, что поверила, что действительно одна литература, больше ничего, и полюбила эту бедную Галину чрезвычайно, чрезвычайно... И Галина ее очень любила... Галина была такая, знаете простенькая, миленькая, очень красивые у ней глаза были... Она немножечко... заикалась - очень мило, очень мило... невинная провинциалочка — очень мило... Роковая женщина? Ничего подобного...»

Марго и Зуров

О Зурове (в фильме Гурове):

«Да, тут еще Зуров появился... и тоже была трагедия, были страшные скандалы, настолько, что они с Буниным даже дрались... Вера Николаевна очень его защищала — и Зурова, и Галину... <Она сказала Одоевцевой:> «Знаете, я могу поклясться перед иконой, что мы с Яном друг другу никогда, даже в мыслях не изменяли».

О «Марге» Степун и ее взаимоотношениях с Галиной:

«Степун был писатель, у него была сестра, сестра была певица, известная певица — и отчаянная лесбиянка. Заехали. И вот тут-то и случилась трагедия. Галина влюбилась страшно — бедная Галина... выпьет рюмочку — слеза катится: «Разве мы, женщины, властны над своей судьбой?..» Степун властная была, и Галина не могла устоять...

Степун запретила им <Бунину и Галине> даже видеться — хотя они жили на счет, конечно, Бунина…  ходить <к нему> - только тогда, когда надо было за деньгами…

Конечно, Бунин страшно обозлился, сломал несколько стульев, ну, этим дело и кончилось: она все-таки уехала.

До конца жизни своей Степун ее держала в лапках... они поступили на службу и жили довольно прилично... все было хорошо.»

***

Обсуждение фильма сосредоточилось вокруг фигуры самого Ивана Алексеевича, его противоречивых поступков, любовных треугольников Серебряного века, роли «жены писателя», параллелях с биографиями Пастернака, Вячеслава Иванова, четы Мережковских и т.д. В результате, обстоятельный разговор о творчестве Бунина, состоявшийся на предыдущем заседании, был дополнен погружением в биографию писателя.

 

На следующем заседании клуба «Дискурс» (6 мая) речь пойдет о жизни и творчестве Осипа Эмильевича Мандельштама, а основным докладчиком и модератором дискуссии выступит кандидат филологических наук, преподаватель ИвГУ Олег Сергеевич Горелов.

 

Александр Богаделин