Прогулки по «Темным аллеям»

« Назад

Прогулки по «Темным аллеям» 31.03.2017 12:15

Творчеству Ивана Алексеевича Бунина (1870 – 1953) будет посвящено два заседания литературно-видео клуба «Дискурс». Предметом дискуссии 25 марта стала книга «Темные аллеи», а 22 апреля состоится обсуждение фильма «Дневник его жены», посвященного последним годам жизни писателя.

Модерировал дискуссию и делал основной доклад – кандидат филологических наук, литературный критик, преподаватель журфака МГУ Михаил Юрьевич Эдельштейн

Афиша_25 марта_350

Свое выступление Михаил Эдельштейн начал с подробного рассказа о биографии И.А.Бунина.

Иван Алексеевич не получил систематического образования. Отец его – сумасбродный помещик, из-за пристрастия к вину и картам разорил семью, которая вынуждена была перебраться из Воронежа в поместье в Елецком уезде. Только в 11 лет Бунин поступает в гимназию, но через пять лет его отчисляют. Тот факт, что, будучи дворянином, он не имеет даже гимназического образования, станет комплексом на всю оставшуюся жизнь. Это заставит его всеми силами добиваться признания, чтобы занять в обществе то положение, которое он для себя определил.  

Варвара_Пащенко_1892

Как и многие в те годы, Бунин начинает со стихов - первая его книга называлась «Стихотворения 1877-1891». Впоследствии, И.А. всячески открещивался от нее, считая слабой и подражательной. В эти же годы в его жизни появляются первые серьезные отношения. Поступив на службу в газету «Орловский вестник», он влюбляется в Варвару Панченко, работавшую там корректором. (Это важно потому, что большая часть творчества Бунина – автобиографична). Увы, трехлетний гражданский брак заканчивается расставанием. Варвара хотела видеть рядом с собой надежного и богатого мужчину, а не бедного писателя, увлекающегося идеями толстовцев. В итоге, Панченко уходит к состоятельному помещику, а Бунин, чтобы заглушить боль расставания, усиленно работает над одной из частей романа «Жизнь Арсеньева», которая в дальнейшем будет часто издаваться отдельно под названием «Лика».

Орел больше ничем не удерживал писателя, и он отправляется покорять столицу, вначале примкнув к символистам, группирующимся вокруг издательства «Скорпион» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб и др.). Именно, в «Скорпионе» выходит гораздо более зрелый сборник бунинской лирики «Листопад». Книга заслужила несколько положительных отзывов, но, практически, не продавалась. Разочаровавшись в возможностях символистов, И.А. резко меняет свое литературное окружение, перейдя в группу писателей-реалистов «Среда», членами которой были, пожалуй, самые известные на тот момент русские писатели - Максим Горький, Леонид Андреев и Борис Зайцев. И хотя, статус «второй звезды» был для него нестерпим, это соседство приносит Бунину свою долю славы.

Группа Среда

Как сейчас бы сказали, он становится медийной фигурой. Журналисты, в буквальном смысле, спали в его подъезде, чтобы первыми узнать мнение о новой книге или постановке. Его жизнь становится предметом пристального интереса. Бунин много путешествует, пишет путевые очерки и раздает множество интервью.

К счастью, он был не только персонажем светской хроники. В этот же период выходят его «Суходол» и «Деревня», вокруг которых сразу же развертывается бурная полемика. А после публикации «Господина из Сан-Франциско» Бунин прочно обосновывается в первом ряду писателей своего времени. Успех закрепляется Пушкинскими премиями – в 1903 и 1909 годах, и выходом двух собраний сочинений. 

Наконец, в 1906 году Бунин встречает женщину, с которой надолго свяжет свою жизнь. Его брак с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей председателя Первой Государственной думы, длился до самой смерти - 46 лет.

Muromceva_i_Bunin

После революции, в мае 1918 года они вместе уезжают сначала в Одессу, а затем – в январе 1920, перебираются во Францию. В этот период Бунин, практически, не пишет, но ведет дневник, который после превратится в одно из самых ярких его произведений – книгу «Окаянные дни».

Надо пояснить, что представляла собой в то время эмигрантская литература. Ратуя за перемены и революцию, русская творческая интеллигенция начала ХХ века никак не предполагала, что все ее призывы приведут к гражданской войне и установлению диктатуры пролетариата. Естественной реакцией на это стало «переписывание истории», идеализация дореволюционного быта. Наглядными примерами такой метаморфозы может служить эмигрантское творчество Александра Куприна и Ивана Шмелева. Если в «Поединке» (1905) военные были больше похожи на тупых солдафонов, то в «Юнкерах» (1928-1932) они уже - цвет нации, выражающийся исключительно возвышенным языком. А Шмелев, получивший до революции прозвище «разгребатель грязи», в эмиграции ударился в христианскую идеализацию («Богомолье» (1931), «Лето Господне» (1933-1948)).

Не избегает этого поветрия и Бунин. В его «Жизни Арсеньева» (1930) великий князь Николай Николаевич предстает настоящим русским богатырем. Но более важно, что уехавшие в эмиграцию писатели всеми силами пытаются доказать, что именно они и представляют собой весь цвет русской литературы. И подтверждением этого должно было стать присуждение Нобелевской премии. Интриги вокруг нее начались еще в конце 20-х годов и основными  претендентами считались Бунин, Шмелев и Мережковский. В итоге, в 1933 году премию присуждают Ивану Алексеевичу с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» и «правдивый артистический талант, которым воссоздал в прозе типичный русский характер». 

***

Основным лейтмотивом позднего творчества Бунина является сопряженность любви и смерти. Многие современники обвиняли его, что вместо отклика на ужасную бойню Второй мировой войны он все это время пишет «старческие эротические рассказы». Так был охарактеризован сборник «Темные аллеи», который И.А. считал лучшей своей книгой.

Ivan_Bunin

Что побудило Бунина написать этот сборник небольших новелл? По одной версии, разрыв с Галиной Кузнецовой. В череду любовных треугольников: Пастернак – его жена – Ольга Ивинская, Ахматова – Пунин – семья Пунина, Иван Алексеевич добавил и свою лепту. В 1927 году на его вилле в Грассе поселилась бывшая жена белого офицера Д. М. Петрова – Галина Кузнецова, ставшая последней «музой» писателя. Но влюбившись в Маргариту Степун, она покинула Бунина.

И.А. тяжело переживал расставание и, возможно, работа над сборником рассказов, которые все, без исключения, посвящены несчастной любви, была одним из способов «лечения». Но более интересен получившийся результат.

Все рассказы построены по одному принципу: встреча – соединение – разлука. И если их читать подряд, то, кажется, они превращаются «в бесконечное разнообразие женских образов». Но возможен и другой взгляд – это одна и та же история, только рассказанная в разных декорациях. Вычеркивая из своей «родословной» модернистов, Бунин, сам того не замечая, написал сборник модернистских новелл. Он не экспериментирует с орфографией и пунктуацией, не увлекается потоком сознания, но придерживается характерных принципов произведений этого направления.

Подобно Леопольду Блуму джойсовского «Улисса», следующего по Дублину путем Одиссея, над всеми героями его рассказов тяготеет фатум. Их судьба, кажется, заранее предрешена и какие бы усилия не предпринимались, в конце, все равно, ждет в лучшем случае – расставание, а в худшем – смерть.

Разнообразия - нет. Есть только человек вообще, а все остальное – декорации. Человек, бредущий по дороге своего бессознательного.

В последующем обсуждении проводились параллели между бунинской прозой и Чеховым, говорилось о важности стиля и даже выдвигалось утверждение, что «Темные аллеи» - наглядный пример победы формы над содержанием.

В итоге, получилась интересная трехчасовая дискуссия, которая будет продолжена 22 апреля после просмотра фильма «Дневник его жены» о последних годах жизни писателя.  

Фотоотчет о заседании клуба «Дискурс» 25 марта 2017 г.

 

Александр Богаделин