Путешествие в Стамбул 2027 года

« Назад

Путешествие в Стамбул 2027 года 12.01.2016 06:00

Продолжая тему: «Конструирование будущего», 9 января в литературно-видео клубе «Дискурс» обсуждали роман Йена Макдональда «Дом дервиша». Как и сериал «Черное зеркало», дискуссия по которому состоялась в декабре, он также относится к фантастике «ближнего прицела» - описываемые события разворачиваются в Стамбуле 2027 года.

Модерировал дискуссию и делал основной доклад прозаик Александр Богаделин.

Dom_dervisha-diskurs

В Йене Макдональде поражает, прежде всего, работоспособность. Свои достаточно объемные произведения, прекрасно выстроенные как с фантастической, так и с литературной точек зрения, он создает в свободное от работы время. Хотя, должность директора по развитию белфастского отделения крупной телекоммуникационной компании, по всей видимости, отнимает немало сил.

И, тем не менее, за почти 35 лет творческой деятельности (в 1982 году был опубликован первый рассказ – «Остров мертвых») он издал пятнадцать романов, около тридцати повестей и рассказов, более десяти раз становясь лауреатом самых престижных премий в области фантастики.    

Детство Макдональда прошло в Северной Ирландии и прошлось на самый пик противостояния католиков и протестантов, а постоянным элементом пейзажа были английские войска, сдерживающие конфликт. Может быть, из-за этого многие произведения писателя затрагивают проблемы постколониализма и взаимоотношений стран «третьего мира» с бывшими метрополиями. Он часто любит сочетать научно-фантастических базис с каким-нибудь экзотическим антуражем, разворачивая действие то в Индии, то в Бразилии, то в Японии, то в Непале или Африке.

На русский язык переведено не так много романов Макдональда. Помимо «Дома», это еще «Река богов»,  описывающий Индию времен появления новых Махадеви – божеств, созданных машинами и для машин. А также два подростковых романа - «Странник между мирами» и «Будь моим врагом». В этом году обещают издать еще «Бразилию».  

Jen_Makdonald_4

«Дом дервиша» можно назвать полифоническим романом – в нем более 100 героев и действие развивается чуть ли не по десятку сюжетных линий. 

Как будет выглядеть Турция через 11 лет? Уже пять лет она является членом ЕС и выполняет роль огромного газового хаба – посредника между Россией, Туркменией, Азербайджаном и Европой. И одна часть романа посвящена подробному описанию работы газовых трейдеров. Впрочем, бизнес-нравы останутся прежними, и можно годами подделывать отчетность, скрывая огромные убытки, или, ради сохранения тайны, пытаться сделать своему лучшему другу химическую лоботомию.

Но Турция двадцать седьмого года – еще и страна высоких технологий, нано-технологий.

Нано буквально повсюду. Это и композитные роботы, и стимуляторы мозговой деятельности, без которых, практически, невозможна работа на той же бирже, и наркотики, и способы передачи  информации, и игрушки, и даже меняющая цвет и форму одежда. Но нано – это и реальная угроза, дающая в руки одиночкам оружие массового поражения. И одна из линий романа касается борьбы с террористами, пытавшимися через газ инфицировать пол-Европы.

А инфицировать запад они хотели частицами, вызывающими галлюцинации. И здесь появляется еще одна линия, связанная с тринадцатым суфийским пророком Зеленым Хидром. Одна из его особенностей – постоянная смена облика или разговор чужими устами. Кстати, именно поэтому надо с почтением говорить даже с идиотами, потому что именно в этот момент с вами может говорить почтенный пророк. (Кто хочет подробностей, можно заглянуть в «Принца Госплана» Виктора Пелевина).

Легенды и мифы, вообще, любимая тема Макдональда. В романе, например, содержатся целое исследование истории мусульманских орденов, начиная с XI века, и конспирологическая версия архитектуры Стамбула.

А есть еще ответвление в недавнее прошлое – времена правления военной диктатуры и борьбы с инакомыслящими, вплоть до физического устранения. И сюжетная линия, связанная с современными технологиями – записью информации в ДНК.  

В итоге, десяток вроде бы совершенно не соприкасающихся между собой сюжетов начинают ветвиться после странного взрыва в стамбульском трамвае, пока не сливаются в единый финал, объединяя всех героев романа.

***

Вторая часть доклада была посвящена обзору современных технологий, затронутых в «Доме дервиша». Оказалось, что многое придуманное Макдональдом в 2010 году сегодня уже воплощено в жизнь.

Например, электромагнитная стимуляция лобных долей может вызвать религиозный экстаз, а так называемая транскраниальная магнитная стимуляция (ТКМС) может воздействовать на настроение, провоцировать слепоту или поражать речевые центры (отнимая, например, способность произносить глаголы, оставив нетронутыми существительные). Известно, что сейчас разрабатываются переносные приборы ТКМС в военных целях.

Но наибольший прогресс достигнут в генной инженерии. Во-первых, научились использовать ДНК для записи информации. Теоретически экзабайт информации, закодированный в геном, будет занимать объем не более одной песчинки. А экзабайт, для справки, это примерно 200 миллионов DVD. И, если зашифровать таким образом всю цифровую информацию созданную человечеством, то она разместится в объеме не более 9 литров.

Приборы, реализующие данный принцип, созданы еще в 2012 году и сейчас все усилия направлены на увеличение скорости записи. За последние три года она возросла в 1000 раз. Полагают, что такой же скачок произойдет в ближайшие три года и тогда технология выйдет на массовый уровень.

Другой прорыв связан с генной инженерией. Причем, совершили его ученые далекие от «большой» науки – специалисты по йогуртовым бактериям и экологии полости рта. Они открыли технологию CRISPR/Cas9 - умный станок по переделке ДНК. Если раньше нельзя было контролировать, куда встроился нужный вам ген и в каком количестве, то теперь появилась возможность помещать нужный участок в выбранное место. Как утверждает Константин Северинов, профессор Университета Ратгерса (США), теперь модификации ДНК доступны даже энтузиастам-биохакерам, работающим в гараже. «Вы идете в магазин, покупаете плазмиду, которая кодирует Cas-белок. Заказываете — тривиальнейшим образом — РНК, которая будет узнавать нужное место в ДНК. Потом вводите этот белок или плазмиду, его кодирующую, вместе с РНК в клетку — а дальше все, процесс идет сам собой». Прочитав такое, начинаешь понимать, что все описанное Паоло Бачигалупи в его романе «Заводная» не так уж и далеко от реальности.

Возможности CRISPR-технологии колоссальны. Уже сейчас с ее помощью модифицируют малярийных комаров и пытаются лечить заболевания, связанные с генной мутацией. Но самое главное, она позволяет вырезать ретровирус PERV из генома свиньи, сделав ее прекрасным донором органов для человека. (Вспомните начало фильма «Господин Никто»).

В общем, Макдональду удалось достаточно точно спрогнозировать развитие будущих технологий, но самое главное, показать реакцию людей на открывающиеся возможности.

***

В процессе обсуждения было обращено внимание на еще одну сюжетную линию романа, связанную с новыми социальными технологиями, возникающими в мусульманском мире. В «Доме дервиша» - это местные мировые суды, разрешающие споры на бытовом уровне. Но существуют и более серьезные новации. Например, сейчас уже стало общепризнанным фактом, что будущее банковской системы, скорее всего, будет за мусульманскими банками, в которых запрещено взимание ссудного процента, а кредиты больше похожи на венчурное финансирование.

Некоторые из присутствующих поделились своим восприятием романа. Оказалось, что каждый нашел в его тексте что-то близкое своим интересам. И если одни больше сосредоточились на «гуманитарных» главах, описывающих поиск «медового кадавра» и историю архитектуры, то других в большей степени заинтересовала бизнес-кухня будущего.

Было даже предложено продолжить фантастическую тему, выбрав для обсуждения еще один современный фантастический роман.

Как итог, несомненно, у многих произошло расширение читательского кругозора и открытие для себя нового интересного автора.

 

Следующее заседание клуба «Дискурс» (6 февраля) будет посвящено творчеству Отара Иоселиани, а 23 января будет прочитана очередная лекция из цикла «История искусств» - «Рубенс, Веласкес и французские классицисты».    

 

Александр Богаделин