«Роль» в «Дискурсе»

« Назад

«Роль» в «Дискурсе» 08.12.2014 03:57

6 декабря в ивановском литературном и видеоклубе «Дискурс» (место проведения - в главной библиотеке области, «научке») состоялись просмотр и обсуждение фильма Константина Лопушанского «Роль».

Автор этих строк застал лишь просмотр (особенности журналистской профессии), поэтому публикацию прошу считать обсуждением.

Непростой фильм, с тяжелым видеорядом, с какофонией постреволюционного быта в нашей стране (вот вам и «музыка революции»!). Главный герой, артист (видимо, известный, раз поклонницы достают даже в эмиграции) пытается прожить чужую жизнь как роль сыграть, жизнь красногвардейца, контуженого орденоносца (какие-то параллели с булгаковским «Собачьим сердцем» навеялись только мне или еще кому-то из зрителей?). Словом, театр даже не одного актера, а для одного, для себя, на «слабо». Причем на фоне такого жестокого времени, о котором даже Блок лишь намекнул в своих «Двенадцати».

Русская душа (да не прозвучит это как банальность или штамп) загадочна и непостижима. Ну сидел бы наш главный герой в благополучной заграничной Финляндии со своей женой - страдалицей Амалией, так нет. Новые формы театрального искусства, театрального языка ему подавай, причем на грани так называемых переходных психических состояний и даже за этой гранью. «Отвяжись, я тебя умоляю» - воскликнул в одном из своих стихотворений, обращаясь к Родине, Владимир Набоков. Да, привычка жить по-русски и любить по-русски (думаю, эмоциональный отсыл к известному фильму Евгения Матвеева в моем зрительском сознании не случаен. Ведь насколько по-русски играли также и Михаил Ульянов, и Кирилл Лавров, эти экранные и по жизни Карамазовы-братья) въедлива!

Сознаюсь, что как зритель я искал происходящему на экране какие-то аналогии, набрел в киноведческой истоме даже на «Трудно быть Богом» незабвенного Алексея Германа. Но тут-то Лопушанский (кстати, знаково Константин Сергеевич), так что логичнее было бы в его «Письмах мертвого человека» соответствий искать?

Ну не идет нам уже западное «зажратое» благополучие, а восточные спокойствие, созерцательность и невозмутимость еще не идут. В потоке нашего сознания, полусонного- полупробужденного, слито и светлое, и темное. Фильм Лопушанского - хороший повод мыслить ассоциативно. К примеру, там и коммунальный постреволюционный быт (мысль промелькнула: «…А ЖКХ-то с тех пор не очень-то и изменилось…» ),и-в пику?-диалоги о единственной любви.

Значит, речь о поисках героем себя? Или о забвении себя (звучит-то по-христиански), чтобы, лицедействуя (так по сути, «по честноку», как выражаются нынешние молодые), продлить жизнь другого на свою.

 

Александр БЫКОВ,

региональный обозреватель

ИВАНОВО

bykowalex@mail.ru