Творчество Жана Кокто

« Назад

Творчество Жана Кокто 02.06.2016 09:10

Двадцать седьмое заседание (28 мая) литературно-видео клуба «Дискурс» было посвящено творчеству человека, во многом повлиявшего на французскую культуру первой половины XX века – Жану Кокто. Одновременно, это было второе погружение в мифологию (первое происходило – здесь), а основой обсуждения стал фильм «Орфей».

Модерировал дискуссию и делал основной доклад – доктор филологических наук, профессор, преподаватель ИвГУ Александр Николаевич Таганов

kokto_28

Жан Морис Эжен Клеман Кокто (1889 – 1963) – был противоречивой, но весьма одаренной личностью. Из-под его пера выходили поэзия, проза, драмы и критика, он писал картины и расписывал фресками стены часовен, ставил фильмы, играл в кино и театре, устраивал Фестиваль проклятых фильмов, исполнял джаз в парижских клубах и даже тренировал боксера из Панамы, доведя его до титула чемпиона мира. За свою долгую жизнь он стал свидетелем двух мировых войн, а также взлетов и закатов множества течений в литературе, кинематографе, живописи. Хотя начинал Кокто как дадаист и сюрреалист (о чем свидетельствуют его первые стихотворные сборники – «Стихи» и «Опера»), сам он всячески старался избегать приверженности какому-либо направлению, справедливо считая любые рамки оковами для творчества.

В биографии драматурга и кинорежиссера можно выделить несколько ключевых моментов. Прежде всего, это самоубийство отца, когда мальчику было 9 лет. (Тема смерти станет основным лейтмотивом его творчества). Своим воспитанием и образованием он, фактически, обязан деду – меломану, коллекционеру живописи и музыкальных инструментов.

Следующий важный этап – 1910-1920-е годы. В этот период под влиянием балета Дягилева, музыки Стравинского, живописи Пикассо и поэзии Аполлинера происходит формирование художественного мышления Кокто. Особенно сильной была его взаимосвязь с музыкой. Он является автором нескольких десятков либретто и текстов опер, балетов и ораторий, и даже явился инициатором создания «Группы Шести» - объединения молодых музыкантов.

Важной вехой в эти годы стал балет «Парад» (1917), поставленный труппой Дягилева. Кокто был автором либретто, музыку написал Эрик Сати, а костюмы и декорации создал Пабло Пикассо. Это был французский вариант «пощечины общественному вкусу», естественно, вызвавший большой скандал, но принесший славу всем своим создателям. 

Наталья Палей

Из других моментов личной жизни следует отметить непродолжительный брак (1932 – 1934) с княжной Натальей Палей – моделью парижских подиумов, и совместную жизнь с Жаном Марэ, начавшуюся в 1937 году и продолжавшуюся до самой смерти.

Фактически, Кокто и создал из Марэ актера, обратив внимание на двадцатидвухлетнего красавца, перебивавшегося случайными заработками, и сняв его во всех своих основных картинах.

В творческое наследие Жана Кокто входят несколько романов и книг воспоминаний, пьесы – «Орфей» (1926), «Человеческий голос» (1930), «Эдип царь» (1937), «Священные чудовища» (1940) и др., а также ряд кинофильмов. Искусству кино он отдавался с не меньшей страстью, чем живописи и драматургии, освоив все основные профессии этого жанра. Наиболее известные его картины – это трилогия об Орфее («Кровь поэта» (1932), «Орфей» (1950), «Завещание Орфея» (1959)), и фильм 1946 года «Красавица и чудовище».

Его картины оказали прямое и непосредственное влияние на всю французскую Новую волну (Годар, Трюффо, Варда, Рене) и на таких режиссёров, как Мельвилль, Пазолини, Бертолуччи, Энгер, Гринуэй, Фассбиндер и Джармен.

Фильм Бернарда Бертолуччи «Мечтатели» (2003) поставлен по ремейку романа Кокто «Ужасные дети», а в основе «Тайны Обервальда» Микеланджело Антониони лежит его пьеса «Двуглавый орел».

Кокто и Марэ

***

Для понимания «Орфея» необходимо сказать еще несколько слов об эстетических установках мэтра.

Главная фигура в его творчестве – Поэт. По утверждению Кокто Писатель должен умереть, и тогда рождается Поэт. Если первому он отводил бытописание повседневной жизни, то задача второго – вслушиваться в хаос (первооснову мира) и передавать его посредством своих строк.

Для раскрытия темы он часто прибегает к мифам, создавая новые их интерпретации, и аллегориям. Конь, статуи, снег, убитый поэт, раненный ребенок – система символов, проходящих через все его произведения. Это его понятийный аппарат, его мифологемы.

***

Обсуждение самого фильма началось с первой сюжетной линии, связанной с мифом об Орфее. В греческой мифологии это прославленный фракийский певец, сын Аполлона и музы Каллиопы. Игрой на лире он очаровывал не только диких зверей, но даже камни и деревья, а в походе аргонавтов своим пением развеял чары сирен.

Когда его возлюбленная Эвридика умерла, будучи ужаленной змеей, Орфей спустился в царство мертвых - Аид. Персефона, очарованная пением певца, отпустила душу его возлюбленной с условием, что Орфей не будет оборачиваться, пока они не покинут подземный мир. Нетерпеливый певец не сдержал обещание, и Эвридика исчезла. Орфей долго оплакивал ее окончательную смерть, пренебрегая фракийскими женщинами. Это привело их в такую ярость, что во время дионисийских оргий они растерзали Поэта.

Сюжетная канва фильма повторяет структуру мифа. Орфей (Жан Марэ) – известный поэт, наживший себе много врагов и завистников. Его жена, служившая когда-то прислугой в обществе вакханок – милая, простая женщина. Она также умирает, пока Высшим потусторонним судом не возвращается к жизни, чтобы исчезнуть вновь. Орфей застрелен разъяренными вакханками и отправляется следом за ней. 

 Смерть и ОрфейНо все меняется, когда появляется вторая сюжетная линия, связанная со Смертью (Мария Казарес) и ее слугой Артебизом. Смерть влюбляется в Орфея и забирает раньше времени его жену. Но и над ней есть суд, восстанавливающий справедливость. Увы, поэт уже заражен потусторонней любовью. Эвридика для него становится помехой, отвлекающей от  бессмысленных, на первый взгляд, строк, читаемых монотонным (загробным) голосом по радио. В конце концов, и он, и его жена вновь попадают в загробный мир, но Смерть и Артебиз, влюбившийся в Эвридику, не могут торжествовать. Их любовь настолько сильна, что вид мертвых возлюбленных для них непереносим. И тогда они решают возвратить мужа и жену обратно в жизнь, тем самым нарушив самый страшный запрет – на самовольный возврат мертвых на землю. За что и поплатятся вечными муками.

Метафора Кокто более чем прозрачна, Поэт должен полюбить Смерть, чтобы стать бессмертным. И совсем не обязательно для объяснения фильма привлекать Фрейда с его треугольником: Эрос – Творчество – Танатос, и двумя движущими человеком инстинктами – жизни (любви, продолжения рода) и смерти.

Во времена гонений метафоры становятся реальностью. Только прекратив бояться смерти, Осип Мандельштам мог написать «Мы живем, под собою не чуя страны…». И не сжечь сразу же стихотворение, как это делала Ахматова, а читать в кругу близких и не очень близких знакомых. Он прекрасно понимал, чем все может закончиться, и реальность не обманула его ожидания.

В дальнейшем обсуждении были еще затронуты параллели между фильмом и одноименной пьесой 1926 года, где радио заменяла лошадь, отбивающая удары копытом. Сходство стилистики трилогии об Орфее с фильмами Бунюэля. Подражание жизненным принципам Рембо, которого сюрреалисты воскресили из небытия. Особенности съемки некоторых эпизодов и многое другое. В итоге, получился обстоятельный разговор и о фильме, и о всем творчестве Жана Кокто.

 

Следующее заседание клуба «Дискурс» планируется 18 июня. Тема заседания уточняется.

 

Александр Богаделин