Захер-Мазох и Еврипид

« Назад

Захер-Мазох и Еврипид 25.05.2015 03:46

На очередном заседании клуба «Дискурс» (23 мая) в рамках темы «Театр в кино и литературе» смотрели и обсуждали фильм Романа Полански «Венера в мехах».

Но вначале было вступительное слово, в котором Александр Богаделин рассказал о жизненном и творческом пути режиссера. Пути, где количество ударов судьбы выходит за все мыслимые пределы.

Родившись в 1933 году в зажиточной еврейской семье, Роман в девять лет был вынужден столкнуться миром, от которого был отгорожен семьей и гувернантками. На вопрос журналистов, что сильнее всего повлияло на его творчество, он неизменно отвечает – июньский день 1942 года. День, когда ликвидировалось краковское гетто. Отец отдал все свои сбережения, чтобы спасти сына от концлагеря, но Роман стоял в толпе и видел, как уводят вместе со всеми его родителей. И еще он увидел, как немецкий офицер хладнокровно застрелил пожилую женщину, у которой началась истерика. Позже этот эпизод в немного измененном виде войдет в «Список Шиндлера» Спилберга. Его должен был снимать Полански, но он отказался, чтобы не бередить приносящие боль воспоминания.

Следующий удар он получает, когда приютившая Романа семья отправляет его к родственникам в деревню. Деревня не любила белокожих, не привыкших к работе барчуков, и ему пришлось всеми силами приспосабливаться к новой жизни – мыться раз в три месяца, летом и зимой ходить без белья и носок, ловить на себе вшей и пасти с утра до вечера коров.

К счастью, отец смог выжить и, вернувшись в 1945-м из лагерей, забрал сына к себе. Начинается жизнь Полански в социалистической Польше. Еще подростком он проявил себя как актер и по рекомендации Анджея Вайды поступает в лодзинскую киношколу. Фильмы молодого режиссера благосклонно встречают за границей, и вместе с молодой женой Роман уезжает во Францию. Но жена уходит к пожилому, богатому итальянскому актеру.

Полански делает все, чтобы остаться в профессии, и, наконец, его замечают и приглашают в Голливуд, где он сразу же снимает «Ребенка Розмари» - картину, ставшую культовой. В 1968 году он женится на американской актрисе Шерон Тэйт, но судьба готовит еще один удар. В 1969 году происходит страшная трагедия – члены банды Чарльза Мэнсона с особой жестокостью убивают его беременную жену.

Затем еще будет судебный процесс, от которого Полански сбегает во Францию, где он, наконец-то, успокаивается и находит свое счастье в браке с Эммануэль Сенье.

Именно Сенье играет главную женскую роль в «Венере в мехах».

***

Обсуждение самого фильма сосредоточилось на вопросе: а что же, все-таки, происходит на экране? Хотя сюжет, вроде бы, не замысловат.

Тома Новачек собирается поставить собственную пьесу по роману Леопольда Захер-Мазоха «Венера в мехах». На прослушивание явились 35 актрис, претендующих на главную роль в спектакле, но все они были забракованы. И вот, когда Тома уже собрался уходить, является нечто - вульгарная девица по имени Ванда, на полном серьезе считающая что ставится порно-мазо. Естественно, Новачек старается всеми силами от нее избавиться, но она буквально вымаливает у него небольшой прогон.

А далее начинается нечто необъяснимое.

У Ванды с лексиконом уличной девицы и максимальным достижением на поле искусства – участие в постановке писсуар-театра, вдруг проявляются необычные способности. Она, оказывается, запросто умеет обращаться со световым пультом, а в ее баулах, как по волшебству, находятся платье и мужская куртка девятнадцатого века. Она даже не записана на прослушивание, но у нее каким-то образом оказывается полный текст пьесы, который есть только у автора. Но главное,  она знает свою роль наизусть, при этом попутно цитируя греческих классиков.

Сомодератор дискуссии – театровед Алла Михайлова, не увидела в происходящем ничего необычного. Ежедневно общаясь с актерами и режиссерами, она посчитала, что фильм Полански – это гимн актерскому мастерству, умению буквально на глазах входить в образ. Актриса, пришедшая на прослушивание, всеми силами желает заполучить роль и, фактически, ставит на глазах зрителей свою пьесу, играя на скрытых чувствах Новачека.

Однако, с этой точкой зрения согласились не все, обратив внимание на параллели с пьесой Еврипида «Вакханки». Она напрямую упоминается в «Венере» и вторая часть фильма почти буквально следует античному канону. У Еврипида царь Пенфей отказывается признать в Дионисе бога, за что тот внушает ему непреодолимое желание переодеться в женское платье и пробраться на гору Киферон, где проходят вакханалии.

В фильме Ванда тоже заставляет Новачека облачиться в женское платье и даже исполняет перед ним «танец бога».

Приняв такую точку зрения, получают объяснение и неожиданные умения Ванды и ее удивительные перевоплощения. Режиссеру явился в женском обличье сам Дионис.  Новачек решил отказаться от служения искусству, женившись на богатой аристократке, за что и последовало наказание в виде расстройства отношений с невестой и даже «отрубания головы». Ибо, что будет делать нормальная женщина, услышав от своего жениха, что тот не будет ночевать дома. Бросится выяснять, что с ним такое случилось. Но, застав любимого в женском платье, с накрашенными губами, привязанного посреди сцены к фаллическому кактусу, скорее всего, завершит начатое Вандой.

Как итог, можно констатировать, что дискуссия вполне состоялась. Многослойный фильм Полански вызвал множество суждений и споров.

А тема театра будет продолжена на следующем заседании клуба, которое состоится 30 мая в 15-00. Оно будет посвящено обсуждению лекции знаменитого режиссера Питера Брука «В поисках Шекспира». (С лекцией можно ознакомиться в разделе «Библиотека»). Модераторами заседания выступят: д.ф.н, заведующая кафедрой зарубежной литературы ИвГУ – Ольга Анцыферова, и театровед Алла Михайлова.

 

Александр Богаделин

Хроника клуба «Дискурс»