Архитектура и скульптура Древней Греции и Рима

« Назад

Архитектура и скульптура Древней Греции и Рима 21.01.2017 09:20

Особенностью второго цикла «История искусств» является более глубокое, по сравнению с первым циклом, который носил больше обзорный характер, погружение в тему. На пятой лекции (14 января) был совершен экскурс в историю греческой и римской скульптуры, а также проанализированы особенности и отличия ордерной системы греческих храмов от арочного принципа строительства у римлян. 

Ведущий цикла – искусствовед, преподаватель Художественного училища – Юрий Иннокентьевич Ермилов

diskurs_14_01_500

На примере истории Древней Греции можно наблюдать интересную взаимосвязь богатства с расцветом искусств. Когда греки победили персов и образовали военно-морской союз, Афины стали не только местом хранения общей казны, но и культурным центром всех городов-полисов. На пятый век до нашей эры приходится не только создание греческого театра, но и классический период развития скульптуры. Фактически, за сто лет (начиная с 490 г. до н.э.), греческие мастера совершили эволюцию от архаичных четырехфасадных изображений до великолепных статуй, до сих пор восхищающих нас своим совершенством.

Дама из Оксера

В гомеровский период (12 – 8 век до н.э.) греческие скульптуры были похожи на колоны, а стилизованные лица лишь отдаленно напоминали человеческие. Позже (7 – 5 век до н.э.) появилась четырехфасадная техника. На блок наносился контур будущей фигуры и по нему прорезался на всю свою ширину. Затем скульптор переходил к обработке другой стороны блока и так по порядку. При такой технике часто возникали проблемы с расположением определенных частей тела, например, ушей.

В этот же период стали появляться куросы – торсы юношей, которые можно считать переходной стадией к классическому периоду 5 века до н.э. В этих изображениях уже появляется анатомическая достоверность, но фигуры почти все были статичны.

И только в период ранней классики (490 – 450 года до н.э.) появляется многофасадность, когда статуя обрабатывалась по кругу и рассмотреть ее полностью можно было только с нескольких позиций, а статика уступила место динамике. В скульптурах Мирона уже нет ничего от архаики, что наглядно демонстрирует его «Дискобол» - подобно пружине закрученная фигура, готовая в любой момент распрямиться и послать диск. В дошедших до нас фризах Парфенона работы Фидия можно уже видеть свободные позы, складки одежды или несущуюся в атаку конницу.

Дискобол

Даже Поликлет, предпочитавший спокойно стоящие фигуры, использовал «хиазм» - перенос опоры на одну ногу, что придавало фигуре внутреннюю динамику. Именно он стал автором «Канона», определившим гармонические соотношения частей человеческого тела (например, голова должна составлять 1/7 от общего роста).

Идеи, заложенные в ранней классике были развиты в высокий период (450 - 410 до н.э.) в работах Праксителя, Скопаса, Лисиппа и др. А в эпоху эллинизма, когда Греция становится частью империи Александра Македонского, греческая культура становится эталоном и образцом для многих завоеванных народов.

Следует отметить еще несколько особенностей греческой скульптуры. Во-первых, греки изображали не кого-то конкретно, даже если это был известный оратор, драматург или победитель олимпийских игр, а обобщенный образ. Можно даже сказать, что грекам был неинтересен внутренний мир человека.

И, во-вторых, их скульптуры были в чем-то похожи на современные восковые фигуры. Они покрывались левкасом, шлифовались, а затем тщательно раскрашивались. Создавалась полная иллюзия живого человека.

***

Римская скульптура выросла из культа почитания предков. В любом доме обязательно существовал зал, в котором были выставлены скульптурные портреты умерших предков, сделанные по посмертным маскам.

Естественно, главным в таких бюстах и скульптурах было сходство с моделью, а не изображение, как в Греции, идеального гражданина. Было и еще одно существенное отличие. Если в Греции процветал культ обнаженного тела, то римские изображения уже закрывались одеждой.

Все выше сказанное относится к периоду Республики (6 - 1 вв. до н.э.). В последовавшей затем эпоху Империи, римляне завоевали Грецию и стали активно перенимать их художественные принципы, массово копируя греческие оригиналы. Наше представление о греческой скульптуре во многом сформировано именно благодаря этим мраморным копиями, ибо бронзовые оригиналы в большинстве своем были переплавлены во времена средневековья.

Коммод

Но греческие статуи не только копировались. В римское искусство стали проникать принципы идеализации, что наглядно можно видеть, например, в статуе Августа Октавиана или императора Коммода, изображенного в образе Геркулеса. Хорошо заметно, как в этот период скульптурные изображения утрачивают мужественность и энергию, а преобладающими выражениями лица становятся задумчивость и грусть

Очень интересно изменение отношения к скульпторам. Если в Греции все знали их имена, и к ним относились, как к признанным авторитетам, то в Риме, ввиду массового спроса патрициев, это стало ремесленной профессией и нам, практически неизвестны имена римских скульпторов.

Византия частично продолжила римские традиции, соединив их с восточными мотивами, тем самым, закладывая принципы раннехристианского искусства.

***

Греческая архитектура – это, прежде всего, архитектура храмов, которых существовало несколько типов. Различие заключалось в количестве и расположении колон, а также форме, которая в большинстве случаев была прямоугольной. Но встречались и круглые храмы – толосы.

С технологической точки зрения, греческие храмы не далеко ушли от доисторических сооружений. По сути, это столбы, на которых лежат каменные блоки. Никаких связующих растворов не использовалось. И ценность их заключается не в инженерных решениях, а в художественных.

Древняя Греция не была единым государством и населялась разными народами, имеющими свои культурные особенности. Проявилось это и в архитектуре – в виде ордерной системы. Ордер – это, можно сказать, принцип строительства храма. Он определял вид колон, высоту лежащих на них балок, виды сочленений и т.д.

Ордера

Традиционно различают дорический, ионический и коринфский ордера. Хотя последний, скорее, является производным от ионического и отличается только навершием колон.

Со временем стили стали взаимно влиять друг на друга. Например, по сравнению с архаическим периодом, дорические колонны времен классики становятся более вытянутыми (как ионические), а высота лежащих на них балок уменьшается.

Более того, во времена создания военно-морского союза на Акрополе в Афинах появились храмы, где все три ордера присутствовали одновременно, что до этого ни разу не наблюдалось.

***

Рим был империей и ему, в первую очередь, требовались инфраструктурные сооружения – дороги, акведуки, склады. Не менее важными были и здания, обеспечивающие досуг граждан - театры, амфитеатры и цирки (ипподромы), общественный бани (термы), публичные библиотеки. Следует также отметить базилики – здания с крытыми галереями, которые служили местом для рынков, переговоров и суда, а также инсулы – многоквартирные дома.

Римляне строили много и быстро. И возможность этого им обеспечила «бетонная революция». Это был мощный технологический прорыв, когда в опалубку из легких кирпичей заливался раствор гашеной извести с наполнителем в виде камней и вулканического пепла. По прочности, возводимые стены ничем не уступали твердокаменным, но на их сооружении можно было использовать неквалифицированный труд рабов и воинов.

Другое отличие римской архитектуры – она была, в основном, сводчатая. Арки опирались либо на столбы, либо на контрфорсы, что давало свободу в планировании пространства под арками. Стены перестали нести опорную функцию, что позволяло делать в них большие проемы и окна. Этот прием впоследствии широко распространится по всему миру и будет использоваться, например, в восточной архитектуре.

Пантеон

Если греки не отделяли форму здания от его содержания, то римляне стали разделять каркас сооружения и внешний вид – декор. Но при этом они остро чувствовали, что «промышленное» возведение зданий убивает их «человечность». И в качестве компромисса стали использовать «ордерную декорацию», которую можно видеть и на Колизее, и на триумфальных арках.

 

Следующее заседание «Лектрориума» (11 февраля) будет посвящено фресковой живописи и архитектуре Византии.

 

Александр Богаделин

 

Фотоотчет о заседании «Лекториума» клуба «Дискурс 14 января 2017 года.  

Лекториум_14.01.2017_1

Лекториум_14.01.2017_2