Авангард XX века

« Назад

Авангард XX века 19.05.2016 09:24

Двенадцатая лекция цикла история искусств (14 мая) была посвящена русскому и зарубежному авангарду XXвека. В первой ее части были показаны видеолекции А.Д.Сарабьянова, а во второй  - Юрий Иннокентьевич Ермилов рассказал об основных направлениях западной авангардной живописи. 

afisha_lektorium_14

Андрей Дмитриевич Сарабьянов является автором трехтомной «Энциклопедии русского авангарда» и в пяти небольших видеолекциях попытался охватить историю этого жанра в России от зарождения в 1907 году до официального запрета в 1932.

***

В первой лекции - «Передовой отряд», он рассказал, кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику.

Прежде всего, необходимо отметить два момента. Термин «авангард» взят из военного лексикона и обозначает отряд, идущий впереди. Поэтому, строго говоря, авангард присутствует в живописи любой эпохи. Например, таковым для своего времени явно был Леонардо да Винчи.

И второй нюанс связан с тем, что те, кого мы относим к этому направлению, сами себя так не называли. В ходу были термины футуристы, алогисты, супрематисты и т.п.

Началом авангарда можно считать 1907 год, когда была образована группа «Голубая роза». Хотя в нее и входили преимущественно художники-символисты, но уже в системе их работы и идеях можно было наблюдать зачатки авангарда. А конец – 1932 год, когда были ликвидированы все художественные организации и создан единый Союз художников. Это, конечно, не значит, что авангардное искусство сразу же прекратило свое существование, но с тех пор оно перешло на «подвальный» уровень.

Главным в авангарде было то, что он отказался от подражания действительности и стал создавать свою новую реальность. И благодаря именно этому «выходу за пределы» мы получили современный дизайн и новую архитектуру.

Источником и вдохновителем русского авангарда было итальянское и французское искусство того времени, которое они дополнили народной культурой и элементами художественной городской культуры. Поэтому часто на дореволюционных картинах можно было встретить жостовские подносы, игрушки, свистульки или графические приемы, используемые при создании вывесок.

Машков_Автопортрет

***

Вторая лекция была посвящена отличиям обществ нового искусства Москвы и Петербурга - «Союза молодежи» и «Бубнового валета».

«Союз молодежи», созданный в 1909 году, хотя и задумывался как ответ засилью академического искусства, тем не менее, вначале был типичным представителем петербургской культуры, ориентированным на европейские вкусы. Наиболее известные его участники (основатели) - Михаил Матюшин (1861 – 1934) и Елена Гуро (1877 – 1913). Как все авангардисты, члены «Союза…» не смогли ужиться вместе, и объединение несколько раз кардинально меняло свой состав.

Московский «Бубновый валет» оказался гораздо радикальнее. Его основателями выступили Петр Кончаловский (1876 – 1956), Илья Машков (1881 – 1944) и Михаил Ларионов (1881 – 1964). Однако, после первой же выставки Михаил Ларионов разругался с остальными участниками и организовал собственное объединение художников. В 1915 году вместе с Натальей Гончаровой (1881 – 1962) он навсегда покинул Россию, отправившись по приглашению Дягилева в Швейцарию.

Несмотря на идеологические разногласия, художники «Союза молодежи» и «Бубнового валета» часто устраивали совместные выставки.

***

Третья лекция называлась «Алогизм и заумь».

Малевич_Джоконда

Алогизм придумал и воплотил в жизнь Казимир Малевич (1879 - 1935), объясняя его протестом против мещанской логики и обывателей. Фактически, он создавал коллажи, соединяя несоединимое. Например, в самой известной своей картине того периода «Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)», репродукция Джоконды, перечеркнутая крест накрест, соседствовала с газетным объявлением о продаже квартиры. А другой цикл картин был выполнен на книжных полках. Однако алогизм был той ступенью, которая через исследования цветовых плоскостей, линий и их соотношений друг с другом готовила почву для супрематизма.

Параллельно с алогизмом в живописи в поэзии заявила о себе «заумь». Наиболее известное стихотворение этого направления, конечно же, «Дыр бул щыл» Алексея Кручёных (1886 – 1968). Это было время поисков сути слов, синтеза слова и изображения, цвета и звука, звука и линий.

***

Четвертая лекция была посвящена супрематизму.

Создателем и вдохновителем супрематизма был художник Казимир Малевич. Группа «Супремус» (от латинского «supremus» — наивысший) созданная в 1915-1916 годах объединяла Наталью Давыдову, Алексея Кручёных, Любовь Попову, Надежду Удальцову, Велемира Хлебникова и др.

Наталья Давыдова (1875 – 1933), будучи богатой помещицей, даже создала целую артель вышивальщиц, которые по эскизам художников-супрематистов создавали сумки, шарфы, рисунки на подушках и одеялах.

Выставка 0-10

Но наиболее громко супрематизм заявил себя на выставке «Ноль – Десять» в 1915 году, когда публике был представлен знаменитый «Черный квадрат» Малевича.

Супрематизм – это разновидность абстракционизма, и картины в этом стиле представляют собой комбинации плоскостей и простейших геометрических фигур. Этот стиль просуществовал до 1918 года, когда его основатель решил оставить живописью и перешел к теории. Малевич уехал в Витебск и занялся преподаванием в школе современного искусства Марка Шагала (1887 - 1985), быстро вытеснив последнего. В результате Шагал был вынужден уехать за границу, став всемирно известным художником.

В конце 20-х годов Малевич возвращается к фигуративной живописи, к народному искусству, а заканчивает попыткой вернуться к реализму.

***

Заключительная лекция А.Д.Сарабьянова была посвящена абстрактному искусству или беспредметной живописи.

Помимо супрематизма к этому направлению относят также лучизм Михаила Ларионова, который считал, что от каждого предмета исходят лучи, воспринимаемые нашим зрением, которые и формируют изображение. Названия картин Ларионова того периода говорят сами за себя: «Лучистая скумбрия», «Лучистый петух» или просто «Коричнево-желтый лучизм».

Другое направление беспредметного искусства – абстракции Василия Кандинского (1866 - 1944). Хотя абстракцией занимались и до него, именно у Кандинского она стала самоцелью. Его картины «музыкальны» и воплощают идеи его теории соотношения цвета и звука.

***

Далее, Юрий Иннокентьевич Ермилов сделал обстоятельный экскурс в зарубежное авангардное искусство.

Чюрленис

Но начал он с предтечи всего русского авангарда – Николая Васильевича Чюрлёниса (1875 – 1911).

Сын органиста, он рано начал заниматься музыкой, учился в двух консерваториях (Варшавской и Лейпцигской) и даже считается основоположником литовской симфонической музыки. Но, начиная с 1902 года, Чюрлёнис неожиданно бросает карьеру музыканта и погружается в живопись. В рамках выставки петербургского объединения «Мир искусств» в 1909 году он уже представил публике 125 картин, но так и не был услышан современниками. В 1910 году он попадает в психиатрическую больницу и в 1911 умирает.

В рамках презентации Ю.И.Ермилов продемонстрировал такие картины художника, как «Покой», «Прошлое», «Тоска», «Мой путь» и другие.

***

Начало западного авангарда традиционно соотносят с итальянским футуризмом. Основоположником этого направления считается итальянский поэт Филиппо Маринетти (1876 – 1944), который опубликовал в феврале 1909 года «Манифест футуризма».

Боччони

В рамках презентации были показаны картины художников этого направления: Умберто Боччони (1882 - 1916), Джакомо Балла (1871-1958), Джино Северини (1883 – 1966), Луиджи Руссоло (1885 – 1947), Карло Карра (1881 – 1966), Марио Сирони (1885 – 1961), а также картины польско-американского живописца Макса Вебера (1881 – 1961).

***

Затем речь зашла об абстрактном экспрессионизме.  

Для художников этого направления главное – спонтанное выражение внутреннего мира в хаотических формах, не организованных логическим мышлением. Сам термин впервые появился в немецком искусствоведении еще в 1919 году. В 1929 году его уже применяли к картинам Василия Кандинского. Но наибольшего расцвета это направление достигло в 40-50-е годы XX века.

Были продемонстрированы картины Франца Клайна (1910 – 1962), Джексона Поллока (1912 – 1956) и Франтишека Купки (1871 – 1957).

***

Гиперманьеризм или анахронизм — одно из течений постмодернистской живописи, предлагающее авторскую интерпретацию искусства прошлого. Обращаясь к творчеству мастеров Возрождения или барокко они стилизуют или пародируют его.

В рамках этого направления были продемонстрированы работы Убальдо Бартолини (р. 1944) и Карло Марии Мариани (р. 1931).

Немухин

***

Русское андеграундное искусство было представлено работами Владимира Борисовича Янкилевского (р. 1938), Владимира Николаевича Немухина (1925 – 2016) и Николая Евгеньевича Вечтомова (1923 – 2007).   

***

В продолжение обзора были затронуты еще такие направления, как арт-брют или искусство аутсайдеров. (Произведения создаются непрофессиональными художниками, которые как с психической, так и с общественной точки зрения являются маргиналами).

Арте повера или бедное искусство. Художники этого направления визуализировали диалог между природой и индустрией, используя промышленные или нехудожественные материалы, хотели освободить творчество от ограничений традиционных форм и художественного пространства.

Дадаизм (произошло от фр. dadaisme, dada - деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет). Для этого направления характерны сознательный иррационализм и демонстративный антиэстетизм. Он зародился во время Первой мировой войны в Швейцарии, как реакция на последствия войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Самые известные дадаисты: Ханс Арп (1886-1966), Марсель Дюшан (1887-1968), Макс Эрнст (1891-1976), Филипп Супо (1897-1990), Тристан Тцара (1896-1963).

***

Гиперреализм - стиль в живописи и скульптуре, основанный на фотореализации объекта. Были показаны работы американского художника Ричарда Эстеса (р. 1932)

Поп-арт - буквально: искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект. Направление возникло во второй половине 50-х годов XX века в США. Художники воспроизводят типичные предметы быта (упаковку, вещи домашнего обихода, детали машин), вырезки из газет и т.п. Отличительная черта поп-арта - сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или бесценно, одинаково красиво или безобразно, одинаково достойно или недостойно. Самые известные художники этого направления: Энди Уорхол (1928 – 1987), Роберт Раушенберг (1925 – 2008) и Джаспер Джонс (р. 1930).

Вазарели

***

Из оп-арта или опт-арта выросли многие элементы современной компьютерной графики. Главные выразительные средства художников этого направления - введение резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В презентации были продемонстрированы работы Виктора Вазарели (1906 - 1997).

Закончился обзор сюрреализмом и демонстрацией картин Сальвадора Дали (1904-1989), Ива Танги (1900 – 1955) и Хуана Миро (1893 – 1983)

 

 

Цикл «История искусств» продолжится в сентябре, но теперь каждая лекция будет посвящена какому-то одному художнику. А 28 мая состоится обсуждение творчества Жана Кокто и просмотр его фильма «Орфей». Модерирует дискуссию д.ф.н., профессор, преподаватель ИвГУ А.Н.Таганов.

 

Александр Богаделин