Дюрер, Босх, Тициан и другие художники Возрождения

« Назад

Дюрер, Босх, Тициан и другие художники Возрождения 26.11.2015 06:01

В шестой лекции (21 ноября) цикла «История искусств» Ю.И.Ермилов затронул творчество десяти художников, но начал он с общего развития живописи в период Возрождения и изменения отношения к ней со стороны общества. 

Именно тогда художники начинают задумываться над тем, что они делают.  Происходят множественные эксперименты с техникой нанесения красок на холст или штукатурку. Например, появляется подложка из другого цвета – когда в окончательном варианте красное одеяние первоначально закрашивается синим. Это давало глубину цвета и дополнительное воздействие на зрителя на уровне подсознания.

Возникают понятия виртуозности и мастерства. И хотя в это время появился целый класс ценителей искусства, начинается отчуждение творцов от общества. Их восприятие красоты вышло за рамки обыденного понимания.

Благовещение__1.jpg

***

Первым художником, чье творчество затрагивалось в лекции, был Сандро Боттичелли (1445 – 1510).

Благодаря его картинам возникли понятия «поэзия образа» и «женственность». И хотя он использовал в основном религиозные и мифологические сюжеты, его живопись скорее можно считать «фантастической». Достаточно посмотреть на ангела в «Благовещении» - чисто сюрреалистическую фигуру, чтобы понять, насколько его творчество было далеко от канона.

***

Альбрехт Дюрер (1471—1528) – ярчайший представитель Северного Возрождения. Он считается, прежде всего, непревзойденным мастером гравюры и прекрасным рисовальщиком. Владея всем спектром гравюрных техник, он добивался линий тоньше человеческого волоса, а на его рисунках травы можно было разглядеть каждый пестик и тычинки.

Из-за этой натуралистичности даже его аллегорические картины, наподобие, «Четырех всадников Апокалипсиса», смотрелись как сделанные с натуры, вызывая неподдельный страх и ужас.

The__Arnolfini__Portrait__зеркало.jpg

***

Такую же любовь к деталям, даже не видимых зрителям, мы находим в творчестве нидерландского живописца Яна ван Эйка (1385 (1390) – 1441).

В его знаменитой картине «Портрет четы Арнольфини» на заднем плане висит зеркало, в котором тщательно прописан отражаемый вид, хотя увидеть его можно только при сильном увеличении. Это еще раз подчеркивает мысль, что художники Возрождения творили в первую очередь для себя. Гораздо большее наслаждение они получали от создания чего-то нового, чем от восторгов окружающих.

***

Любовь к деталям очень своеобразно проявилась в творчестве, наверное, самого известного нидерландского художника эпохи Возрождения - Еруна Антонисона ван Акена, более известного как Иероним Босх (1450—1516). Его триптих: рай - чистилище - ад, насыщен стольким количеством необычных фигур, что на лекции закономерно возник вопрос, как он мог такое придумать.

Было даже высказано предположение, что он употреблял спорынью – общераспространенный сорняк, но некоторые разновидности которого являются мощнейшим галлюциногеном. Однако, Юрий Иннокентьевич не согласился с данным утверждением, аргументируя свою точку зрения тем, что картины Босха не вызывают отчуждения, что неизбежно проявилось бы используй он стимуляторы.

***

В семье Брейгелей все были художниками, но наибольшей известности достиг Питер Брейгель Старший (1525 – 1569). Он достойно продолжил дело Босха в разрушении канонов, но уже Возрождения. Если у итальянцев, к примеру, красота обязательно ассоциировалась с летом, то для него равноправны были все времена года («Охотники на снегу»). Он мог браться за немыслимые до этого сюжеты («Ворона на виселице»), а центральное действие вынести на периферию картины. В «Падении Икара» перед зрителем на переднем плане предстает пахарь, овцы, корабль, и лишь в правом углу видна пятка упавшего в воду летуна.

Хотя Брейгель и не был хорошим рисовальщиком, часто нарушая анатомические пропорции, он привнес в живопись своими картинами свободу сюжетов и способов выражения задуманного.  

***

Вечеллио Тициан (1488 (1490) – 1576) прожил долгую и плодотворную жизнь. Причем, чем он становился старше, тем интереснее была его живопись. Со временем он вообще отказался от работы кистями и, используя всего четыре краски, смешивал их и наносил на холст пальцами.  И «Портрет Павла с сыновьями», и «Коронование терновым венцом», и «Святой Себастьян», и «Несение креста» выполнены в этой технике.  

Другой особенностью его манеры было искажение человеческих пропорций для подчеркивания образа. Например, чтобы показать подобострастие одного из сыновей Павла III, он примерно на 20% увеличил его спину.

Позднее, этот прием начнет постоянно использовать другой известный художник Возрождения - Эль Греко (1541—1614). «В Святом Иерониме в образе кардинала» значительность подчеркивается непропорциональным удлинением шеи. А в «Лаокооне» деформация тел принесена в жертву динамичности сюжета.

Самое интересное, что Эль Греко не раз судился со своими заказчиками, в основном, по финансовым вопросам. Но ему никогда не предъявляли претензий по поводу самого изображения.

***

Кроме этого, в лекции было затронуто творчество Тинторетто (1518 – 1594), Паоло Веронезе (1528 – 1588) и Ганса Гольбейна (1497 – 1543).   

 

Следующая лекция из цикла «История искусств» (19 декабря) будет посвящена творчеству Рембрандта. А 5 декабря на двадцать первом заседании клуба «Дискурс» в рамках темы «Конструирование будущего» состоятся просмотр и обсуждение двух серий сериала «Черное зеркало».

 

Александр Богаделин

 

Фотоотчет по лекции 21 ноября 2015 г.