Искусство и архитектура раннего Средневековья

« Назад

Искусство и архитектура раннего Средневековья 16.02.2017 09:17

Двигаясь последовательно, после искусства Древней Греции и Древнего Рима настала очередь архитектуры и живописи государств, возникших на месте завоеванной Римской империи. На шестой лекции (11 февраля) предметом рассмотрения стала Византия и королевства, образовавшиеся в западной части империи.

Ведущий цикла «История искусств» – искусствовед, преподаватель Художественного училища Юрий Иннокентьевич Ермилов

Для нас, подданные государства, возникшего на месте Восточной римской империи, являются византийцами. Но сами они считали себя римлянами. Язык общения был латинский, все общественное устройство и юриспруденция - тоже позаимствовано из Рима. Единственное отличие – религия, в качестве таковой теперь выступало христианство.

Именно религия кардинально изменила искусство Византии. В античном мире культовыми изображениями были статуи богов, теперь же их начали считать идолами. И хотя скульптура продолжила свое существование в виде барельефов, главными становятся икона, фреска и мозаика.

Если посмотреть на самые ранние христианские изображения из катакомбных церквей (1 век н.э.), то складывается впечатление, будто первые христианские художники были весьма неопытны. Изображенные фигуры не имеют объема, зачастую они схематичны и непропорциональны. Но такое пренебрежение натурализмом, на самом деле, было программным. Главным в изображении был уход от чувственности и привлечение внимания к абстрактному – размышлению о внеземном.

Когда христианство в 3-4 веках н.э. становится государственной религией, профессионализм творцов резко возрастает, и им пришлось решать весьма непростую задачу – соединить многовековую культурную традицию античности с новыми принципами. Помогла им в этом смальта. Технология, изобретенная в Риме во втором веке до н.э., позволяла отливать стекло с добавлением оксидов металлов. Получавшиеся полосы цветного стекла затем резались, и их маленькие кусочки служили исходным материалом для составления мозаик, которыми покрывались стены и потолки многих зданий, начиная с жилищ и заканчивая храмами.

Мавзолей Галлы Плациди

Именно мозаика помогла разрешить противоречие. С одной стороны, она позволяла избегать натуроподобия, но, с другой, сохраняла впечатление роскоши.  

Наиболее яркие примеры мозаик ранневизантийского периода (4-7 века н.э.) можно увидеть в мавзолее Галлы Плациди и в Храме Сан Витале в Равенне.

Время с 4 по 7 век н.э. было временем расцвета Византийской империи. При Юстиниане она даже ненадолго сумела восстановить свои границы в пределах прежней империи, завоевав Италию, часть Испании, побережье Африки. И по всему этому пространству стали строиться культовые сооружения.

Первые христианские церкви называются базиликами. Они все имеют почти одинаковое строение. Три нефа. Самый большой и высокий – центральный, заканчивающийся апсидой, накрытой полукуполом, где находился алтарь.

Святая София_разрез

Но византийские мастера не прекращали развивать римское архитектурное наследие и к 6 веку н.э. изобрели несколько новых видов сводов. Крестовый свод они сначала превратили в парусный, затем в купол на парусах и после в купол на барабане

Собор Святой Софии в Константинополе, построенный в это время, одна из самых сложных конструкций в истории человечества. Главный купол на парусах опирается на четыре массивных столба искусно скрытых в интерьере храма. Его продольный распор гасится двумя полукуполами, чей распор, в свою очередь, распределяется между тремя малыми полукуполами. Получается изящная каскадная конструкция (хотя, для ее устойчивости пришлось создавать еще мощные внешние подпорки).

***

Средневизантийский период (с 8 века по 1204 г.), отмечен резким сокращением территории империи и потерей множества плодородных земель. Фактически, она превращается в государство греков.

Тяготы повседневной жизни породили неканонические религиозные практики. Во множестве стали появляться культы чудотворных икон. Доходило даже до того, что с них соскабливали левкас и добавляли в причастие. Иконы брали в крестные отцы и матери.

Реакция официальных властей вылилась в иконоборчество. Вначале иконы запретили хранить в храмах, потом в домах. А выявленным иконописцам отрубали руки и клеймили.

В храмах исчезают изображения святых, уступая место орнаментам и символике.

krestovo-kupolny-khram

Но к 9 веку иконоборчество сходит на нет, и изображения святых возвращаются в церкви. Именно в этот период складывается графический канон, описывающий, как надо писать каждого святого и его место в храме. Например, купол посвящался Христу, барабан купола – апостолам и пророкам. На парусах изображались евангелисты, на куполе апсиды – Богоматерь, а на стене входа в церковь – Страшный суд. 

К 9 веку складывается и сценарий богослужения, почти без изменений дошедший до наших дней, который потребовал изменения конструкции храмов. С этого времени, базилики уступают место крестово-купольным храмам.

И у таких церквей уже три апсиды. В центральной располагается алтарь, а в двух других – жертвенник и дьяконник.

Все храмы построенные на Руси имеют крестово-купольную структуру.

***

 В 1204 году Константинополь завоевывают крестоносцы и Византийская империя на несколько десятков лет прекращает свое существование, распавшись на несколько небольших государств. Но в 1260 году она вновь объединяется под властью Палеологов, пока в 1453 году окончательно не завоевывается арабами.

Годы с 1260 по 1453 часто называют «палеологовским ренессансом». В этот период, в живопись вновь начали проникать античные мотивы – появляется тяга к более реалистичному изображению персонажей и окружающей среды. А глубину пространства передают с помощью элементов архитектуры.

Изображаемые фигуры пропорциональны и тонко прорисованы, а их объемность передается с помощью излюбленного античного метода - складок одежды. Именно в этот период создается икона Владимирской Богоматери – одна из самых почитаемых на Руси.

И хотя, после завоевания в 1453 году Константинополя турками культурная византийская традиция была прервана, она продолжила жить в искусстве Италии и православной Руси.

***

Западная Римская империя была завоевана варварами, которые образовали множество маленьких, постоянно воюющих между собой княжеств. Но они охотно крестились и христианство стало их своеобразной объединяющей силой.

Их потомки уже стали интенсивно перенимать римскую культуру - одеваться как римляне, чеканить монету, пользоваться римскими дорогами и крепостными стенами, писать законы, ориентируясь на римское право.

В конце 8 века Карл, король франков, захватил почти всю западную Европу и получил от папы Римского императорскую корону. Европой начинает управлять династия Каролингов – потомков Карла Великого.

На рубеже 9-10 веков империя распадается, но в середине 10 века возрождается в меньшем размере (в ее составе нет Франции). Это уже империя Оттонов.

Поэтому говорят о двух периодах западного европейского искусства: Каролингский период (с 9 по середину 10 века) и Оттоновский период (вторая половина 10 – начало 11 века). После оттоновского периода наступает эпоха романского искусства.

Лоршское евангелие

Столицей Карла Великого был город Аахен, а период его правления называется каролингское возрождение. Это была полномасштабная попытка восстановления изначальной римской культуры. Даже на монетах он изображался с венком на голове и в плаще полководца.

Карлу удалось собрать при своем дворе лучших ученых и художников своего времени. Для распространения латыни были созданы три центра изготовления манускриптов: Аахенская школа, Реймсская школа и Турская школа. В иллюстрациях повсюду применяются античные принципы изображения - и в постановке фигур, и в их «объемности», и в создании композиции.

Бамбергский апокалипсис

В период распада империи Карла, культура, можно сказать, откатилась назад к примитивизму. Но в 10 веке вновь наступает расцвет, связанный с образованием  Священной римской империи.  Первый ее правитель – Оттон Великий, считал себя наследником Карла. Началось оттоновское возрождение.

Отличие книжных иллюстраций оттоновского периода – сильная экспрессия, вызванная ожиданиями в 1000 году Второго пришествия и Страшного суда.

Что же касается архитектуры каролингской и оттоновской империй, то от построек того периода мало что осталось. Каменные здания в этой части Европы стали строить только в 8 веке.

Церкви того периода представляли собой традиционные базилики. Их усложнение шло, в основном, за счет появления дополнительных поперечных нефов, обходов и башен. Мастера того периода даже не умели делать своды, но когда к 11 веку они научились строить полносводчатые храмы, началась эпоха романской архитектуры.  

Фотоотчет о заседании «Лекториума» 11 февраля 2017 года.

 Следующая лекция состоится 11 марта и будет посвящена «устройству» музыки – мелодии и ритму.

 

Александр Богаделин