Искусство Востока

« Назад

Искусство Востока 21.04.2016 06:17

Одиннадцатая лекция цикла «История искусств», который читает искусствовед Юрий Иннокентьевич Ермилов, была посвящена живописи и архитектуре арабского Востока, Индии, Китая и Японии.

Свое выступление Юрий Иннокентьевич начал с общих принципов мусульманского искусства. Во-первых, в нем существует запрет на изображение живого – человека и животных. Но уже в средние века художники научились его обходить, ставя на каждой фигуре темную точку, символизирующую смертельную рану. Во-вторых, в этом искусстве большую роль играют орнаменты, которые являются не просто украшением, а несут определенную смысловую нагрузку. В-третьих, все мусульманское искусство буквально пронизано символикой. Например, ковры почти всегда представляют собой условное изображение рая. И наконец, уровень погруженности в искусство рядового «пользователя» в исламе выше, чем в других культурах (может быть, за исключением Японии).

Золотой гирих

Далее Юрий Иннокентьевич продемонстрировал основные шедевры мусульманской архитектуры (Тадж Махал, мавзолей Гур Эмир, мечеть Гаухар-Шад и другие), обращая внимание их цветовое оформление и конструктивные особенности, попутно отмечая западное и китайское влияния. А также подробно рассказал о психологическом воздействии орнаментов, которыми покрываются изнутри стены мечетей, на человека. Количество фигур и переплетений в сложных росписях может доходить до 100 тысяч на один квадратный метр, и мусульмане утверждают, что долгое их созерцание настраивает человека на возвышенный лад и способствует лучшему запоминанию священных текстов.

***

Искусство Индии во многом связано с двумя основными религиями страны: индуизмом (или брахманизмом) и буддизмом, а также исламом, пришедшим вместе с великими моголами.

В цветовой гамме превалируют красный и зеленый дополненные белым, голубым и золотым цветами.  При этом предпочтение отдается ярким, открытым, можно даже сказать ядовитым оттенкам.

Кайласанатха_2

В храмах очень много скульптур на духовные, аллегорические и эротические темы. Они как бы создают вокруг человека каменное кружево. И хотя, на верхних ярусах скульптуры не видны, тем не менее, они все равно оказывают определенное психологическое воздействие. При этом, индийские скульптуры отличаются от греческих. Если посмотреть, например, на изображение богини Парвати, то сразу можно отметить отсутствие отображения мышц и тонкую талию.

В Индии присутствуют оба направления буддизма. Хинаяна – атеистическое учение, считающее Будду учителем. И махаяна, которая ближе к традиционным религиям. В ней Будда – всемилостивейший бог, в честь которого воздвигаются храмы. Именно благодаря махаяне одним из важнейших направлений индийского искусства являются скульптурные изображения Будды.

***

В качестве живописной основы в Китае часто использовали бумагу и шелк. К пятому веку н.э. было известно уже около тридцати видов бумаги, но для живописи обычно брали рисовую. Она была настолько тонкой, что во время создания изображения кисть с тушью должна была постоянно скользить по поверхности, не останавливаясь. В противном случае бумага сразу же рвалась. Такая техника исключала всякие предварительные наброски, и художник должен был сразу «увидеть» все изображение.

Осень

В повседневной жизни были популярны живописные свитки длинной от 30 до 60 метров, заменявшие средневековым китайцам кино.

У китайских картин и гравюр есть несколько особенностей. Часто на них присутствуют стихи, и художники зачастую были также известными поэтами. Другой отличительной чертой являются печати (подписи) и линия горизонта. Живописец, как бы, предлагает взгляд с высоты, создавая ощущение полета.

Китайская живопись неотделима от каллиграфии. Причем, в отличие от западного менталитета, где ценится унификация, в восточном мире, наоборот, ценна индивидуальность. Иероглиф каждый раз пишется по-разному, отображая состояние писавшего.

Далее Юрий Иннокентьевич рассказал о творчестве Ван Вэя (699 – 759), Го Си (1020 – 1090), применявшего технику «тщательная кисть», Ма Юаня (1190 – 1225), Ся Гуя (1195 – 1224), а также современных художников - Ци Байши (1864 – 1957) и Сюй Бэйхуна (1895 – 1953), работающих в старинных техниках, продемонстрировав на слайдах их наиболее известные картины. 

***

Японское искусство было рассмотрено на примере гравюр, которые создавали Кацусика Хокусай (1760 – 1849) и Утагава (Андо) Хиросигэ (1797 – 1858), а также скульптур Энку.

Большая волна

Хотя в создании гравюры задействовано несколько человек, авторство ее стандартно приписывается художнику, написавшему рисунок.  

Творчество Хокусая отличает жанровое разнообразие, простирающееся от бытовых зарисовок, как в «Суруга-тё в Эдо», картин с птицами («Два диких гуся») и заканчивающееся откровенной порнографией.

Причем, если в «Бухте Эдзири» изображение на гравюре близко к реализму, то в «Водопаде Курифури» с его потоками, подобными корням деревьев, мы видим явную импрессионистическую манеру.

Самой известной гравюрой художника считается «Большая волна».

Статуя

Хиросигэ также отличает многообразие жанров и используемых техник. «Вечерний снег» выполнен в пастельных, спокойных тонах. Также почти монохромна «Белая цапля в ирисах». Но «Горное озеро» уже построено на ярких цветовых пятнах, а в гравюре «На реке Миэгава» мы видим бегущего за шляпой крестьянина, в изображении которого художник пожертвовал точностью ради динамики.

Утверждают, что японский монах Энку (1632 – 1695) дал обет вырезать 100 тысяч скульптур Будды. Неизвестно, выполнил ли он принятое на себя обязательство, но в одном только музее его имени хранится пять тысяч фигур.

С художественной точки зрения, некоторые скульптыры представляют собой чистый авангард и, несомненно, творчество монаха повлияло на последующие поколения художников.

Рассказ об искусстве Японии Юрий Иннокентьевич закончил обзором живописцев, специализирующихся на росписи ширм, наглядно продемонстрировав различие техник XVIII века и современных художников.

 

Следующая лекция цикла «История искусств» (14 мая) будет посвящена «Русскому и зарубежному авангарду XX века», а 30 апреля состоится двадцать шестое заседание клуба «Дискурс», на котором будет обсуждаться роман Анны Коростелевой «Школа в Кармартене».

 

Александр Богаделин