Испанская, голландская и французская живопись 17-18 веков

« Назад

Испанская, голландская и французская живопись 17-18 веков 28.01.2016 06:09

Восьмая лекция цикла «История искусств» (23 января) была посвящена живописцам 17-18 веков. Но перед тем, как переходить к творчеству конкретных художников, Юрий Иннокентьевич Ермилов рассказал об изменениях в восприятии искусства, проявившихся к тому времени. Прежде всего, произошел разрыв в понимании прекрасного. Художники стали вырабатывать свои критерии этого понятия, часто не воспринимаемые заказчиками. 

Живопись прекратила копирование окружающего мира и стала его интерпретировать, показывать скрытые страсти и силы. Каста художников, можно сказать, «уходит в себя» и даже считает, что наслаждение, получаемое ими в процессе написания картин выше божественного.

Особенно ярко эти изменения проявились в портретах. Главным стало не внешнее сходство, а отображение внутреннего мира. Иногда пороки изображаемого читались на картине так явственно, что ее приходилось прятать от окружающих, как это случилось с портретом папы Иннокентия X.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599 - 1660) - величайший представитель золотого века испанской живописи, непревзойденный портретист, во многом повлиявший на последующую живопись. Его картины можно читать как книгу, и глядя, например, на «Филиппа IV в доспехах» мы сразу можем сказать, что это был безвольный и капризный человек.

Венера перед зеркалом

Удивительно, что инквизиция под страхом смерти запрещающая изображать обнаженное тело, вполне терпимо относилась к картинам великих живописцев. «Венера перед зеркалом» - это не только вызов моральным устоям того времени, но еще и разрыв с принципами итальянского Возрождения, имевшими непререкаемый авторитет. Веласкес сознательно отбросил любую идеализацию. В зеркале отражается очень простая женщина, его современница, а херувим явно списан с живого ребенка.

Испанская школа привнесла в живопись реализм и католический мистицизм, и Ю.И.Ермилов наглядно показал это на основе работ Франсиско Рибальты (1565 - 1628), Франсиско де Сурбарана (1598 - 1664), Хосе де Риберы (1591 - 1652), Бартоломе Эстебана Мурильи (1617 - 1682) – первого художника, начавшего писать полноценные детские портреты.

***

Далее разговор пошел о голландской школе живописи. Северное Возрождение, в отличие от южного (итальянского) сосредоточилось на бытовых зарисовках и натюрмортах. Наиболее наглядно это видно на примере творчества Адриана ван Остада (1610 - 1685), картины которого можно считать документами той эпохи.

Питер (1597 - 1661)и Хеда (1593 - 1680) Клас считаются основателями харлемской школы натюрмортов. Условно их картины можно разделить на две группы. К первой относятся изображения кувшинов, бокалов, фруктов, хлеба, рыбы, мяса, дичи и т.п. И хотя они выполнены в весьма натуралистической манере, фотография тех же предметов будет весьма отличаться от написанных предметов. Вторая группа – символические картины, на которых с помощью свечей, черепов, часов, музыкальных инструментов, старинных книг и т.п., выражается концепция суетности жизни.

Художники того времени часто совмещали живопись с каким-нибудь занятием. Например, Ян Стен (1626 - 1679) был по профессии трактирщиком, и в своих картинах («Семейство гуляк», «Кавардак», «Постоялый двор» и т.д.) часто запечатлевал хорошо знакомые ему ситуации. Но самое главное, что к тому времени сложился достаточно большой слой ценителей и даже на такую живопись находились покупатели.

Рубенс

 

Один из самых известных художников той эпохи - Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640) был блестящим дипломатом и полиглотом, который в разговоре мог свободно переходить с одного языка на другой. Рубенс привнес в живопись безудержную чувственность и даже задал каноны женской красоты. На его картинах, изобилующих декором, все движется и трепещет. При этом, он по праву считался супервиртуозом и мог написать один волосок толстой 5-сантиметровой кистью.

Но Рубенса еще можно назвать и первым предпринимателем от живописи. Известны тысячи картин с его подписью. Согласовывая с заказчиком сюжет, он набрасывал эскиз, а всю остальную работу выполняли многочисленные ученики, оставляя мастеру только прорисовку особо сложных мест.

***

Перед тем как перейти к французской живописи, Юрий Иннокентьевич остановился на творчестве Караваджо (1571 - 1610).

Caravaggio

Караваджо по праву считается крупнейшим реформатором живописи, открывшим роль света и тени. Он первым стал использовать «искусственное» освещение, помещая изображаемые предметы в подвал, в который через трубы падал свет. В жанровых же сценах он применял контрастное освещение для придания сюжету большего драматизма.

Караваджо не боялся нарушить канон, вводя в картину совершенно не мыслимые до этого элементы, как например, играющий ангел на «Отдыхе на пути в Египет». А в качестве отрубленной головы в «Давиде с головой Голиафа» нарисовать свой автопортрет. Последнее, как полагают, было связано с непреднамеренным убийством, совершенным им в 1606 году, за которое он был объявлен «вне закона» и любой человек мог получить вознаграждение за его труп.

***

Рассказ о французской живописи был призван показать ее эволюцию от классицизма к течениям нового времени – импрессионистам, постимпрессионистам, авангардистам и т.д.

Никола Пуссен (1594 - 1665) – стоял у истоков классицизма. Его картины больше похожи на театральные сцены, в которых четко прослеживается первый, второй, третий планы, разделенные даже цветовой гаммой. А за основу сюжетов взяты классические сцены из греческой мифологии или Библии. Его идеи были продолжены в творчестве Жак-Луи Давида (1748 - 1825), самой известной картиной которого, пожалуй, можно назвать «Клятву Горациев».  

Но уже в творчестве Антуана Ватто (1684 - 1721) стали проявляться новые веянья. Ватто по праву считается «певцом» жизни французской аристократии и написал множество жанровых сцен и портретов известных особ. Но героями его картин становятся также актеры и даже шарманщики, в которых он стремится показать личность изображаемого.

Стога

Жан Батист Шарден (1699 - 1779) уже сознательно избегает в своем творчестве  пасторально-мифологических сюжетов и сосредотачивается на натюрмортах и жанровой живописи. Его можно назвать бытописателем третьего сословия, реалистом, продолжившим традиции голландских и фламандских мастеров 17 века.

Художников Барбизонской школы (Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Диаза, Жана-Франсуа Милле, Шарля-Франсуа Добиньи) по праву называют предтечами импрессионистов. Они отошли от всякой идеализации изображения и находили красоту в окружающей их природе - грязи, лугах, полях, рощах… Если до этого придерживались итальянских стандартов в изображении пейзажа, где всегда светит солнце и все сияет, то на полотнах барбизонцев часто можно увидеть дождь или сильные порывы ветра, грозовые облака. Наиболее известны их картины «Вид на Барбизон», «Лес Фонтенбло», «Дубы в Фонтенбло», «Старая мельница около Барбизона», «Стога: осень» и др.

 

Фотоотчет по лекции 23 января 2016 г.

Следующая лекция цикла «История искусств» (20 февраля) будет посвящена импрессионизму. Ее основой станет просмотр трехсерийного фильма «Импрессионисты».

 

Александр Богаделин