История древнегреческого театра

« Назад

История древнегреческого театра 08.12.2016 09:00

Особенностью второго цикла «История искусств» является более углубленное изложение тем, затронутых в первом цикле. Если в двенадцати лекциях, прошедших с мая 2015 по май 2016, последовательно было рассказано обо всех эпохах человеческой культуры, начиная с первобытной живописи и заканчивая современным искусством, то каждая лекция второго цикла посвящена какой-то одной личности, одной достопримечательности или одному жанру той или иной эпохи. В предыдущих трех лекциях подробно рассматривались наскальные рисунки в пещере Шове на юге Франции, творчество Микеланджело Буонарроти и символика древнеегипетского искусства. Четвертая лекция была посвящена истории древнегреческого театра.

Ведущий цикла – искусствовед, преподаватель Художественного училища Юрий Иннокентьевич Ермилов.

Заставка_Театр

Но прежде чем переходить непосредственно к театру, был сделан краткий экскурс в историю древней Греции. Мы часто представляем ее как единую страну, наподобие одной из современных, но в первом тысячелетии до н.э. это была совокупность городов-полисов, постоянно враждующих между собой и с окружающими соседями.

Древняя Греция еще раз подтверждает простую истину, что история не развивается поступательно, и эпохи расцвета чередуются почти неизбежным упадком. Все началось на острове Крит, примерно 1700 лет до н.э. Его обитатели строили многоэтажные здания, имели водопровод, канализацию, бассейны и прочие удобства жизни. У них даже не было крепостных стен. Но взрыв вулкана на острове Фера (нынешний Санторини) породил стометровое цунами, а пепел покрыл толстым слоем территорию на много сотен километров. От такого потрясения критяне уже не оправятся и вскоре их завоюют варвары, которые до этого покорили всю территорию современной Греции и построили будущие центры цивилизации – Афины, Фивы, Микены, Пилос… Но теперь эти города окружают шестиметровые стены. (Несколько столетий спустя, потомки первых строителей не поверят, что это смогли сотворить их предки, и приписали возведение стен циклопам.)

Троянская война

Но примерно в 1200 лет до н.э. (время Троянской войны) на Средиземноморье сплошным фронтом наступают очередные варвары, захватывая один полис за другим. Период с 1100 до 800 годов до н.э. называют темными веками. Исчезает письменность. События гомеровской «Илиады» и «Одиссеи», как раз, относятся к тому времени. И Одиссей – царь только потому, что у него больше коз и свиней. Его дворец – деревянный сарай с кучей навоза у входа, а отец спит на земле вместе с рабами. Все поголовно неграмотные и вместо денег – быки.

И только после 800 года до н.э. начинается хоть какой-то расцвет – архаический период, растянувшийся на 300 лет. Именно ему мы обязаны первым великим расселением относительно цивилизованных народов – греческие колонии возникают от современного Ростова-на-Дону до побережья Франции. Заселяется и Италия, так туда попадает греческий, позже превратившийся в латинский. А для удобства торговли появляются монеты.

На этот же период приходится возвышение Афин и Спарты. Именно в Афинах зарождается знаменитая греческая демократия, хотя вначале ей предшествовала эпоха «тиранов» - аристократов.

К шестому веку до н.э. под боком у греков возникает огромная Персидская империя, решившая завоевать соседей. В течение двадцати лет персы пытались реализовать задуманное, и по свидетельству Геродота на их стороне воевало не меньше полисов, чем на стороне Афин и Спарты. Но военные инновации (фаланга) позволили грекам выиграть войну и перейти в контрнаступление, сформировав к 480 г. до н.э. территорию, с которой и связывают расцвет греческой культуры. Более пятидесяти полисов решили объединиться в военно-морской союз с единой армией и казной. А так как объединенная казна хранилась в Афинах, то это сразу же дало толчок к мощному развитию города. Перикл его полностью перестраивает по регулярной планировке, попутно создавая мощные оборонительные рубежи на суше и море.

Древняя Греция

Большие деньги способствовали и развитию культуры, расцвет которой уложился в какие-то пятьдесят лет мира. Затем следует Пелопонесская война со Спартой, начавшаяся в 431 году до н.э. и закончившаяся поражением Афин, но именно на этот период приходится расцвет греческого театра, который, фактически, был создан творчеством Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана.

Следствием гражданской войны был упадок всех полисов. Но на севере начинает набирать мощь Македонское царство, населенное дальними родственниками греков. Примечателен факт, что Аристотель отправляется туда на заработки, став наставником Александра Великого. В 338 году до н.э. македонцы разбивают объединенную греческую армию и объединяют всю Грецию под своим началом. После этого они отправляются разбираться с персами, дойдя до самой Индии. Но Александр не только завоевывал территории, он нес туда эллинизм, в том числе в виде культуры городов-полисов (хотя и без демократии). Вся деловая письменность и управление были принудительно переведены на греческий.

Пока последователи Александра воюют между собой, теряя земли и влияние, на западе растет новая держава – будущая Римская империя. В 146 году до н.э. Рим завоевывает Грецию, а к 30 году – последний оплот эллинизма – Египет. Но он сразу же признает превосходство греческой культуры и строит свою по образцу и подобию некогда великого соседа.

По-гречески римляне читают вначале «Илиаду» и «Одиссею», потом будут Старый и Новый Заветы. А Византия продлит влияние эллинизма еще на тысячу лет уже нашей эры.

***

После такого обстоятельно исторического экскурса можно было переходить непосредственно к теме заседания.

Несомненно, источники древнегреческого театра надо искать в ритуале, и, прежде всего, посвященном Дионису. Именно из дифирамбов этому богу он позаимствовал свою первоначальную структуру – диалог актера и хора. В дифирамбах в качестве актера выступал жрец, изображающий самого Диониса, а хор в козлиных масках представлял толпу сатиров.

Например, в одном из них Дионис рассказывает, как в младенчестве испугавшись корибантов, старавшихся много шуметь, чтобы скрыть от небес возмужание младенца, он начал превращаться в Зевса, Хроноса, козла, виноградную лозу… пока не превратился в быка. И тут на него набросились, стали резать и пожирать. Хор в этот момент начинал рыдать, рвать на себе шкуры, кататься по земле, оплакивая смерть Диониса. Но он их успокаивает и сообщает, что ожил. Оплакивание тут же сменяется бурным весельем, а все действо завершается общими плясками.

Театр_2

Следует сказать несколько слов об устройстве театра.  Он состоял из орхестры – площадки для выступления хора, и театрона - сидячих мест, расположенных амфитеатром. Акустика этого сооружения была такова, что звук брошенной на орхестре монеты был отчетливо слышен на самых задних рядах.

В представлениях часто использовались театральные машины. На эккиклеме — платформе на колесах, увозили со сцены мертвых героев, а механе-машина, представляющая собой кран, могла поднимать актеров в воздух или спускать с «неба» богов.

Большие театры больше походили на современные стадионы и вмещали в себя до 15-20 тысяч человек. Саму подготовку зрелища и питание зрителей во время представления обеспечивал хорег. Эти расходы были своеобразным налогом на богатых граждан и понимались как их социальная ответственность. Одно представление обходилось в 2-5 тысяч драхм (для сравнения, жалование солдата или доход ремесленника, обычно, составлял 30 драхм в месяц).

Первоначально в постановках помимо хора был только один актер и им являлся сам драматург. Но постепенно число их увеличилось до двух, трех и даже семи. Актеры играли в масках и в течение представления могли изображать несколько персонажей. Они выступали в котурнах – сандалиях с высокой подошвой, которые не только увеличивали их рост, но за счет внутренних полостей служили своеобразными резонаторами, усиливая голос.

***

Комедийный актер

Греческая комедия родилась из представления, что ругать человека – это хорошо, поэтому их основой часто становилось осмеяние всем известных в то время личностей, как политиков, так и философов. Другой темой для сатиры была повседневная жизнь города.

В комедии были традиционные сцены, которые всегда вызывали смех - когда кого-то били, непристойный танец, беготня по сцене с криками «Пожар! Пожар!» или что-нибудь в этом роде. Обилие таких штампов привело даже к тому, что Аристофан - единственный комедиограф V века до н.э., чьи сочинения дошли до нас в более или менее законченном виде, утверждал, что он-то, как раз, создает утонченные тексты, в которых нет всего выше перечисленного.

На смеховое начало работало все. И вид хора – в зверинах шкурах и масках с увеличенными детородными органами, и «низкое» обыгрывание известных мифов. Например, главный герой одного из представлений отправлялся на Олимп не на крылатом Пегасе, а на навозном жуке.

Одной из особенностей комедии было осмеяние власти в присутствии самой власти.  До нас дошел исторический факт, что первый стратег Афин – Клеон, очень обиделся на свое изображение в пьесе Аристофана и подал на него в суд. Он считал, что из-за его представления в виде лжеца, прелюбодея, взяточника и вора, у союзников полиса может сложиться о нем превратное представление. Но суд встал на сторону комедиографа.

***

Театр_1

V век до н.э. – это еще расцвет и греческой трагедии. Само слово «трагедия» обозначает «козлиную песнь», и, по всей видимости, восходит к дифирамбам.

В Афинах были распространены соревнования трагиков. Каждый из них представлял тетралогию: три трагедии, изначально связанные единым сюжетом, и одну сатирову драму. Последнее было нечто средним между трагедией и комедией и обыгрывало тот же сюжет в смеховом ключе, снижая напряжение зрителей от предыдущего действа.

Сюжеты представлений были хорошо известны зрителям – они обыгрывали либо мифы, либо исторические события. Но был один важный нюанс. Представление не должно было апеллировать к эмоциям зрителей, и был случай, когда один трагик заставил весь театр плакать, но был оштрафован и снят с состязаний. Цель представления заключалась «катарсисе» (термин Аристотеля), в приобретении некого эмоционального опыта, но без крайних проявлений чувств.

Расцвет трагедии справедливо связывают с именами Эсхила, Софокла и Еврипида, которые подняли этот жанр от простого отображения событий до размышлений над смыслом бытия. Например, в «Антигоне» Софокла зрителям приходилось выбирать между двумя «правдами» - Антигоны, которая хотела предать земле тело своего брата, выступившего против полиса, и Креонта, который считал, что тот не достоин погребения. А в «Персах» противники греков описываются точно также как жители Афин, как бы, предупреждая, что и с ними может случиться та же беда.

***

Греческий театр лежит в основе не только всей современной культуры, но его сюжеты часто используют и гуманитарные науки. Достаточно упомянуть «эдипов комплекс», родившийся из самой знаменитой античной трагедии. А самому «Царю Эдипу» уделили внимание практически все великие мыслители человечества.

Мы даже не задумываемся, что шекспировская пьеса «Ромео и Джульетта» имеет в своей основе историю Антигоны. Или, обращаясь уже к современности, тот же миф пересказан в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

 

Следующеая лекция цикла (14 января) будет посвящена тоже античности. Предметом рассмотрения станут греческие скульптура и архитектура.

 

Александр Богаделин