История импрессионизма

« Назад

История импрессионизма 25.02.2016 06:10

Девятая лекция цикла «История искусств», который читает искусствовед Юрий Иннокентьевич Ермилов, была посвящена импрессионизму, а основу ее составил просмотр двух серий фильма Тима Данна «Импрессионисты», рассказывающего о жизни и творчестве Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Огюста Ренуар, Поля Сезанна и других художников данного направления. 

Этот игровой фильм не только достаточно точно воспроизводит атмосферу того времени, но в нем также показаны все основные картины упоминаемых живописцев. 

Начиная со встречи в 1862 году в учебной студии академика Глейра Клода Моне с Ренуаром и Фредериком Базилем, перед нами разворачивается история жизни нескольких художников, совершенно разных по стилю, но объединенных желанием запечатлеть impression, впечатление, выхватить мгновение из постоянно меняющейся реальности.

В фильме наглядно показано, что у Моне было всего десять минут, чтобы написать восходящее солнце на своей знаменитой картине 1872 года «Впечатление», которая и дала название этому направлению живописи.

Claude_Monet__Impression__soleil_levant

Глядя на жизнь этих людей, понимаешь, то, что мы сегодня называем импрессионизмом, появилось исключительно благодаря упорству его приверженцев. Художник, чтобы жить и заниматься творчеством должен продавать свои картины, но единственным местом, где можно было предстать перед многочисленной публикой и надеяться на продажу своих работ, в то время во Франции был только Салон. Традиция проведения ежегодных художественных выставок была заложена еще Людовиком XIV, и первая из них состоялась 23 апреля 1667 года. К 60-м годам XIX века Салон стал, с одной стороны, демократичным – в нем могли выставляться все художники, но, с другой – появилось специальное жюри, занимавшееся отбором картин и явно отдававшее предпочтение академической живописи.

Скандал разразился в 1863 году, когда из пяти тысяч представленных работ было отвергнуто три тысячи. Наполеон III, правивший тогда Францией, был прагматичным политиком и повелел в залах того же дворца организовать «Салон отверженных». На удивление, эти «отверженные» привлекли гораздо большее внимание публики, но самые яростные споры разгорелись вокруг картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве». В ней не было ничего, что публика привыкла считать красивым: ни фигуры людей, ни пейзаж, ни сюжет не соответствовали устоявшимся канонам.

Edouard_Manet_Olympia

Но самый сильный скандал разгорелся в 1865 году, когда Мане представил свою «Олимпию». Реакция на картину была настолько бурной, что администрация была вынуждена поставить около нее двух жандармов. Сотни людей собирались вокруг полотна, но лишь для того, чтобы обругать его или плюнуть.

Известный в то время арт-критик писал:

«Никогда и никому еще не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия». Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная совершенно голой, на кровати. Ее руку как будто сводит непристойная судорога… Серьезно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений».

Но более всего бесило, что Мане не сдался, хотя, идти против Салона, фактически, означало изгнание из профессии. И именно его упорство открыло дорогу другим художникам.

Был еще один факт, способствовавший расцвету импрессионизма. В Европе искусство стало превращаться в вид бизнеса и появились люди, скупающие картины молодых, неизвестных художников в надежде, что через несколько лет их цена значительно возрастет. Поль Дюран-Рюэль и Жюльен-Франсуа Танги были такими «маршанами» -торговцами картинами, которые не убоялись отзывов типа: «обои в первоначальной стадии покраски выглядят более законченными, нежели этот морской пейзаж».

Однако, относительная известность не означала финансового благополучия. И мы узнали о Клоде Моне, которому надо было содержать жену и восьмерых детей, или о Поле Сезанне, семью которого отец лишил всякой помощи, только благодаря их одержимости, уверенности в своей правоте в отображении окружающего мира.

В первой серии фильма Тима Данна рассказывается о начале дружбы Клода Моне, Ренуара и Базиля. Отношение жюри Салонов к картинам импрессионистов, знакомство Моне с Эдуардом Мане (и эта дружба длилась вплоть до смерти последнего). Война с Пруссией и смерть Базиля. Отъезд Моне в Лондон.

Вторая серия начинается с возвращения Моне и его семьи из Лондона после окончания войны, затем следует рассказ о жизни и картинах Эдгара Дега, попытке импрессионистов организовать собственную выставку, смерть жены Моне и смерть Эдуарда Мане.

 

Следующая лекция цикла «История искусств» (19 марта) начнется с просмотра третьей серии фильма «Импрессионисты», в основном посвященной творчеству Поля Сезанна. Кроме этого, будет рассказано о последовавших за импрессионизмом направлениях – постимпрессионизме, пуантилизме, дивизионизме, эстетизме, символизме, модерне и других «измах» начала 20 века. 

 

Александр Богаделин