«Измы» XIX и XX веков

« Назад

«Измы» XIX и XX веков 23.03.2016 06:15

Десятая лекция (19 марта) цикла «История искусств» (читает искусствовед Ю.И.Ермилов) началась с просмотра третьей серии фильма Тима Данна «Импрессионисты», которая, в основном, была посвящена Полю Сезанну (1839 – 1906), чье творчество повлияло на многих последующих художников. 

Например, английский искусствовед Эрнст Гомбрих видит истоки кубизма в неправильно понятом его ответе молодому Пабло Пикассо. Сезанн рекомендовал рассматривать натуру как совокупность взаимодействия простых форм — сфер, конусов, цилиндров. И хотя он имел ввиду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины, Пикассо и его друзья поняли совет буквально.

Возникло даже целое направление в живописи – сезаннизм. Его последователи вслед за «учителем» сосредоточились на пластических объемах, моделировании цветом, отдавая предпочтение неизменным большим формам, например, изображению гор.

***

После окончания фильма слово взял Юрий Иннокентьевич Ермилов. Он прокомментировал картину, рассказав, что импрессионизм не только чисто французское явление. Например, В России к этому направлению можно отнести Валентина Серова (1865 – 1911) и Константина Коровина (1861 – 1939). 

Работы Барбизонской школы были похожи на работы импрессионистов, они также выбирали в качестве сюжетов поля, леса, крестьян и т.п. Но именно импрессионисты стали рассматривать искусство как концепцию. В этот период расширяются границы понятия красивого. Предметом живописи становятся до этого немыслимые темы и стала возможным потеря связи между натурой и изображением. Живопись становится видом инвестиций, вложения в которую могут значительно вырасти в цене.

***

Далее, Юрий Иннокентьевич вернулся по времени назад – к романтизму.

Домье

В качестве представителей этого направления были рассмотрены Эжен Делакруа (1798 - 1863) и Жан Луи Жерико (1791 – 1824).

Хотя, романтизм на уровне эмоций часто связывают с меланхолией, тоской, любовными муками, Делакруа был не чужд и героической тематике, как например, в картине «Свобода на баррикадах». А Жерико увлекался крайностями, написав целую серию портретов сумасшедших, или изобразив каннибализм на своей картине «Плот «Медузы».

Живопись Гюстава Курбе (1819 – 1877) считается переходной фазой от романтизма к реализму. Так же, как и Оноре Домье (1808 – 1879), он часто под видом реальности изображал совершенно нереалистические или аллегорические сюжеты. Например, его «Мастерская художника» наполнена таким количеством персонажей, совершенно не касающихся живописного процесса, что сразу же возникает вопрос: что они там делают? А в своей картине «Мельник, его сын и осел» Домье, следуя заветам Питера Брейгеля Старшего, изобразившего Икара в виде пятки, торчащей из воды, все переднее пространство отдал идущими женщинами, и только на заднем фоне еле видны персонажи, давшие название картине. 

***

Маха обнаженная

Испанский художник Франсиско Гойя (1746 – 1828) сумел соединить в своем творчестве романтизм, реализм и символизм и во многом повлиял на последующее искусство. Например, серия из его восьмидесяти офортов «Капричос» стала визуальным воплощением многих аллегорий. А Эдуард Мане в своей «Олимпии» явно вдохновлялся «Махой обнаженной».

Даже в портретах королевской семью Гойя изображал реальные, не всегда приятные лица. Жертвуя ради производимого эффекта реальностью сюжета, он, фактически, заложил основы эстетики современного кинематографа. Как, например, в «Расстреле повстанцев» у подвергающихся казни не связаны руки и на головах нет колпаков.

***

Матисс

Кратко просуммировав достижения импрессионистов, Юрий Иннокентьевич перешел к постимпрессионизму. Этим понятием обозначают множество течений в живописи, отталкивающихся от импрессионизма. Его представители отошли от фиксации непосредственного впечатления от окружающей действительности в пользу ее осмысления, преображения и развоплощения.

Поль Гоген (1848 – 1903), Ван Гог (1853 – 1890), Тулуз-Лотрек (1864 – 1901) – при всем несходстве этих художников, именно они оказали огромное влияние на «прикладное» искусство – дизайн предметов и интерьеров, рекламу, моделирование одежды.

Анри Матисс (1869 – 1954) широко известен своими изысканиями по передаче эмоций через цвет и форму. В 1904 году на Осеннем салоне была представлена его картина «Роскошь, покой и сладострастие», написанная густыми мазками в необычайно яркой, даже агрессивной цветовой гамме. И хотя у публики того времени она вызвала недоумение и насмешки, именно через нее пришел в мир фовизм – первое авангардное течение ХХ века.

***

Далее Юрий Иннокентьевич перешел к череде русских художников – живописи Василия Кандинского (1866 – 1944), Казимира Малевича (1879 – 1935), Марка Шагала (1887 – 1985), Павла Филонова (1883 – 1941), проводя параллели с поисками их западных коллег – Пабло Пикассо (1881 – 1973), Миро (1893 – 1983), Сальвадора Дали (1904 – 1989), закончив свое выступление примитивизмом Анри Руссо (1844 – 1910) и поп-артом Роберта Раушенберга (1925 – 2008).

 

 

Фотоотчет о лекции 19 марта 2016 г.

 

Следующая лекция цикла «История искусств» (16 апреля) будет посвящена востоку. В ней будет рассмотрено искусство Китая, Японии и Индии

 

Александр Богаделин