Наскальные рисунки из пещеры Шове

« Назад

Наскальные рисунки из пещеры Шове 16.09.2016 09:10

Второй цикл «Истории искусств» несколько отличается по своей структуре от первого. Теперь каждая лекция будет посвящена какому-то конкретному художнику или скульптору и будет включать в себя документальный фильм.

А начался цикл (10 сентября) с самых истоков человеческой культуры – наскальной живописи, и просмотра фильма Вернера Херцога «Пещера забытых снов».

В заключительной части лекции ведущий цикла - Юрий Иннокентьевич Ермилов - искусствовед, преподаватель Художественного училища, прокомментировал просмотренный  фильм, дополнив его размышлениями о мироощущении доисторического человека. 

Шове_1

Венер Херцог, несомненно, принадлежит к числу величайших режиссеров нашего времени (род. 5 сентября 1942 г.). Он не только снял более 40 фильмов, большая часть из которых документальные, но и поставил множество опер и написал несколько книг.

Его творчеству, наверное, имеет смысл посвятить отдельное заседание клуба. Например, в его фильме «Каждый за себя, а Бог против всех» (1974) играл человек, который почти всю свою жизнь провел в психиатрической больнице, а на съемках «Стеклянного сердца» (1976) специально приглашенный гипнотизер вводил актеров в транс. Но в этот раз речь шла о документальном фильме, построенном, скорее, по классическим образцам жанра. (Кстати, картина снята в 3D).

Пещера Шове на юге Франции была открыта в 1992 году. Ее стены заполняют множество рисунков, прекрасно сохранившихся до нашего времени. Это древнейшие образцы пещерного искусства в мире – возраст самых старых из них превышает 30 тысяч лет, и любое заметное изменение влажности воздуха может привести к их повреждению. Лишь на несколько часов в неделю археологи имеют право доступа в нее, но авторитет Вернера Херцога позволил получить специальное разрешение от министра культуры Франции на съёмки полнометражного фильма.

Исследование пещеры показало, что первобытные люди в ней никогда не жили, и она примерно в течение 10 тысяч лет использовалась в качестве древнего храма. А 20 тысяч лет назад вход в пещеру обвалился, навсегда отрезав ее от внешнего мира.

Шове_2

Комментируя картину, Ю.И.Ермилов отметил, что показанная нам живопись уникальна. Кажется, что ее сотворили буквально вчера, настолько она современна. В ней присутствует и реализм, и абстракционизм, и символизм. Древние художники, работая только пальцами и специальными палочками, тем не менее, демонстрируют всю палитру современных техник – линии, растушевки, штриховки, используя все особенности рельефа пещеры. Трещина превращается в спину быка, а нависший каменный выступ в торс женщины.

Шове_4Удивительно, но все рисунки созданы в залах, куда не попадал солнечный свет, т.е. их можно было видеть только при свете факелов. Игра теней, даже от света люминесцентных ламп, дает иллюзию движения, оживляя фрески. По всей видимости, это создавало определенный психологический эффект. Один из археологов признался, что после пяти дней работы в пещере он больше не мог туда спускаться, т.к. ему постоянно стали сниться сходящие прямо со стен львы, лошади, буйволы и носороги. Если вспомнить К.Г.Юнга, считавшего, что мифы возникли именно из сновидений, возможно, Херцог, назвав картину «Пещера забытых снов», интуитивно сформулировал ее главное предназначение.

***

Еще одно малообъяснимое явление – это умение кроманьонцев сохранять свои рисунки тысячелетиями. Оказывается, они добавляли в уголь не только кровь изображаемых животных, но и жир. Впоследствии, бактерии пожирали его, оставляя в этих местах микропоры, которые затем заполнялись минеральными веществами и способствовали консервации живописи.

Шове_3

Ученые определили, что временной промежуток между рисунками в разных частях пещеры доходит до 10 тысяч лет. При этом, хороша видна разница между ранним и более поздними периодами. Ю.И.Ермилов считает, что это связано с развитием речи. Наиболее «качественная» живопись создавалась в доречевую эпоху. Она была чуть ли не единственным способом отображения древним человеком окружающего мира. Но с развитием коммуникационных способностей изображения сильно примитивизируются, становясь некими аналогами современных детских рисунков. Это уже не просто картинки, а носители информации, хотя и продолжающиеся оставаться объектом поклонения.

***

Древние пещеры донесли до нашего времени не только наскальную живопись, но и элементы культуры кроманьонцев. В фильме демонстрируются, например, скульптуры древних Венер, восстановленная доисторическая флейта, звучащая в современной пентатонике (один из археологов даже сыграл на ней гимн США). А в Уэльсе нашли окаменевшие остатки шерстяных изделий, что предполагает знакомство доисторических людей со спицами и вязанием.

***

Общий вывод совпал и у Херцога, и у Ю.И.Ермилова. Если режиссер, показав в конце питомник крокодилов при местной АЭС, сравнил современных людей с этими пресмыкающимися, то Юрий Иннокентьевич считает, что уровни одухотворенности и слияния с природой были у кроманьонцев максимальными за всю историю человечества, и далее все шло только на спад.

 

Следующая лекция цикла «История искусств» состоится 8 октября в 13-00.

А 24 сентября в 15-00 пройдет тридцать первое заседание клуба «Дискурс», посвященное теме «Лица Серебряного века». Предметом обсуждения станут книги Георгия Иванова «Петербургские зимы» и Бенедикта Лившица «Полутораглазый стрелец». Ведущий заседания - доктор филологических наук, профессор Дмитрий Леонидович Шукуров

Книги Г.Иванова и Б.Лившица неоднократно издавались в бумажном виде, а в разделе «Библиотека» сайта можно прочитать или скачать их в электронном виде.

 

Александр Богаделин