От Древней Греции до Древнего Рима

« Назад

От Древней Греции до Древнего Рима 02.09.2015 06:30

Свою третью лекцию из цикла «История искусств» (29 августа) Ю.И.Ермилов начал с перекидывания мостика от Древнего Египта к Древней Греции. Сейчас уже очевидно, что эти две цивилизации тесно общались друг с другом, и даже было место, воплощавшее их пересечение – остров Крит с его знаменитым лабиринтом, который, на самом деле, состоял из 1600 комнат Кносского дворца. 

Ермилов_02

Критская культура уникальна в своем роде. Художники и скульпторы, прекрасно зная человеческие пропорции и создавая анатомически правильные фигуры на барельефах, тем не менее, расписывали стены неким подобием современных детских рисунков. Возможно, это было первое проявление модерна, к которому человечество «возвратилось» только в 19 веке. И еще, только на критских росписях встречаются множественные изображения морских существ – осьминогов, кальмаров, каракатиц и т.д. Возможно, они были частью их религиозного культа.

Переходя далее к Греции, Юрий Иннокентьевич отметил важную черту мировосприятия этого народа. Искусство того времени не существовало вне религии. Даже ассирийцы – весьма воинственный народ – изображая посаженного на кол человека, тем самым, отчитывались перед своими богами. Живопись, скульптура, архитектура – были частью духовной и обрядовой жизни.

У греков же, как и позже у римлян, можно говорить скорее о «душевности». Мистическая сторона религии была сведена к минимуму, а искусство, как таковое, вообще не выделялось из повседневности. (Это уже задним числом эстетика все расчленила и разложила по полочкам). Статую, например, можно было запросто выпороть или ублажить. Да и хорошо знакомые нам древнегреческие храмы и скульптуры выглядели в те времена совершенно иначе. Мы привыкли воспринимать их бесцветными, когда сама фактура мрамора придает им элемент торжественности и благородства. Греки же все это раскрашивали, причем, в яркие, открытые цвета. Так что Парфенон того времени по виду мало чем отличался от какого-нибудь современного торгового центра.

В древнегреческом искусстве различают минимум три периода – геометрический (12 век до н.э.), архаичный и классический, что и было наглядно продемонстрировано на слайдах. Причем, в отличие от критских фресок и росписей, где большая часть фигур имело угрюмое выражение лица, у греков даже умирающие воины улыбались.

Далее разговор зашел о греческой архитектуре и ее стилях, плавно перешел к вазоживописи (лаковое покрытие ваз, между прочим, выдерживает температуру 1200 градусов) и закончился греческой скульптурой в лице Фидия и Мирона.

Ермилов_03

Греков, оказывается, не особо интересовал внутренний мир изображаемого человека, что и было продемонстрировано сопоставлением фотографий мраморных голов с их же современными рисунками (для которых отображение внутреннего мира – аксиома). А если еще учесть, что хороший человек, по их принципам, обязательно должен изображаться красивым, то становится понятным, что любой раскопанный бюст имеет весьма условное отношение к своему оригиналу.

***

Древний Рим – это, прежде всего, цивилизация, владеющая высокими технологиями. В следующий раз человечество достигло такого уровня развития спустя только две тысячи лет. Но искусство, как таковое, считалось у римлян, скорее, ремеслом, о чем наглядно свидетельствуют найденные расценки. В переводе на современный счет скульптор получал 80 копеек в час, художник – 72, а писец – 1 руб.40 коп. Но и это все было мелочью по сравнению с расценками парикмахеров.

Римское искусство отображало окружающий образ жизни, который даже можно назвать «антидуховным». Если у греков Олимпийские игры, например, еще носили какой-то сакральный смысл, то у римлян они просто превратились в спортивные состязания. Законсервированные в вулканическом пепле Помпеи сохранили для нас яркий слепок того времени. Наибольшими деликатесами, к примеру, считались накормленная человеческой плотью рыба, пиявки, напитанные гусиной кровью, соловьиные язычки (только представьте, сколько их требовалось на одно блюдо), а главная цель пира заключалась не в беседе, а в как можно большем поглощении пищи.

И, тем не менее, римляне оставили потомкам величественные образцы архитектуры – Колизей, триумфальные арки, акведуки, мосты… и главное – латынь, заложившую основы многих современных языков.

***

Закончилась лекция кратким обзором средневековых замков.

Римская тема будет затронута и на следующей встрече – 26 сентября, которая начнется разговором о римском портрете, а 12 сентября будет продолжено обсуждение творчества братьев Стругацких. В программе – фильм Константина Лопушанского «Письма мертвого человека». 

 

Александр Богаделин