От первобытного искусства до Древнего Востока

« Назад

От первобытного искусства до Древнего Востока 05.08.2015 06:31

Что такое искусство? И что такое прекрасное?

С этих вопросов началась вторая лекция (1 августа) из цикла «История искусств», проводимого в рамках проекта «Лекториум» клуба «Дискурс». Лектор – искусствовед Юрий Ермилов, отвечая на них, как бы, суммировал основные мысли первой встречи, которая состоялась 4 июля. 

Насчитав более девятисот определений «прекрасного» Юрий Иннокентьевич не стал углубляться в их перечисление, а постарался выделить главный, на его взгляд, признак этого понятия – радость, за которой отсутствует корысть. Определение получилось вряд ли всеобъемлющим, но оно вполне может послужить отправной точкой для дальнейших рассуждений. Что же касается определений искусства, то здесь мы вступаем на зыбкую почву оценочных суждений. И то, что не считалось искусством вчера, вполне может оказаться таковым завтра. Однако, Ю.И. твердо уверен, по крайней мере, в двух тезисах. Любой человек генетически предрасположен к искусству, но процесс социализации убивает в нем эту предрасположенность в зачатке. (Хотя, встречаются и счастливые исключения, например, Япония, где критерии красоты являются элементом повседневной жизни). И второе, не бывает искусства без «ремесла», т.е. без освоения «языка» того или иного вида творчества. При этом, надо учитывать, что понятие «творчество» далеко не тождественно понятию «искусство», и только лучшие образцы могут претендовать на вхождение в последнюю категорию.

***

Далее, лектор перешел к заявленной тематике лекции, и первым разговор зашел о первобытном искусстве. Прежде всего, интересна его эволюция. В доречевой период линии наскальной живописи поражают экспрессией и изяществом. Человечество «вернулось» к такому уровню живописи только спустя 35 тысяч лет.

Первобытный творец создавал свои картины обеими руками и старался использовать все имеющиеся неровности поверхности. А интуитивно найденный рецепт красок на основе угля, животного жира и крови позволил сохранить созданное на тысячелетия.

Но с появлением речи происходит упрощение рисунков. Они становятся элементом «архиписьма», главная цель которого заключалась уже в передаче информации. Появились символы, зачатки абстрактного мышления. Но, все равно, когда смотришь на «человека с арфой, сидящем на стуле», кажется, что эта небольшая скульптура создана не 11 тысяч лет назад, а не позже начала двадцатого века.

***

Следующая тема касалась искусства Древнего Египта. Прежде всего, Юрий Иннокентьевич подчеркнул особенность менталитета древних египтян – они не боялись смерти и еще при жизни тщательно готовились к ней, что, в общем-то, и способствовало сохранению их культуры до наших дней.

Оказывается, древнеегипетские мастера прекрасно владели техникой реалистического изображения человека и животных, что и было наглядно продемонстрировано на слайдах. Но сознательно использовали стилизацию, тем самым, подчеркивая божественный характер изображаемого. Достаточно сравнить скульптуры царя и писца, чтобы удостовериться в правдивости этой точки зрения. То же касается и, якобы, «неумелого» изображения фигур на фресках, когда тело рисовалось в фас, а голова в профиль. Оказалось, что такая поза считалась у египтян стандартом красоты и из повседневной жизни перешла в живопись.

Следует также учитывать, что в те времена не существовало «светского» искусства как понятия. И каждый изображаемый элемент, каждый цвет нес в себе смысловую нагрузку, что и было продемонстрировано на примере «ока Гора».

***

Закончилась лекция кратким обзором искусства Передней Азии.

Его особенностью было то, что населявшие ее народы не использовали камень и все, начиная с величественных строений до топоров, делали из специальным образом обожженной глины. И еще это были государства-завоеватели - только у них на фресках можно найти потоки крови.

Но вновь мы видим, что художники  и скульпторы могли анатомически точно воспроизвести животное или человека, но сознательно избегали этого. Стилизация и здесь считалась признаком божественного, и выбор всегда делался в пользу психологического воздействия на воспринимающего, по сравнению со следованием оригиналу.

***

Античное искусство решено оставить для следующей лекции, а закончил свое выступление Юрий Иннокентьевич размышлением о мировосприятии древних мастеров и обзором используемых техник того времени, некоторые из которых очень трудно воспроизвести даже в наше время.  

 

Следующее заседание клуба «Дискурс» пройдет 15 августа. Будет обсуждаться творчество братьев Стругацких и их повесть «За миллиард лет до конца света», а 29 августа состоится третья лекция Ю.И.Ермилова, на которой будет охвачен период от античности до средних веков.

 

Александр Богаделин