Проторенессанс и титаны Возрождения

« Назад

Проторенессанс и титаны Возрождения 28.10.2015 06:15

Пятая лекция цикла «История искусств» искусствоведа Юрия Иннокентьевича Ермилова охватывала период от Проторенессанса до творчества титанов Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. 

Лекция_24.10.15

Термин «Возрождение» в достаточной степени условен и, по сути своей, означает возврат к традициям античного искусства. На территории Италии стали откапывать греческие и римские скульптуры, которые сразу же стали предметом престижного коллекционирования. Их высокая стоимость и редкость породили уже в 13 веке целый бизнес подделок.

Но археологические находки имели не только материальную ценность. Для художников и скульпторов того времени они стали настоящим откровением. На фоне одетых, уплощенных, сдержанных фигур средневековья такое воспевание красоты человеческого тела было подобно взрыву, полностью переворачивавшему мировоззрение. А так как подавляющая часть искусства того времени было религиозным, то на западе началось движение от канонов иконописи к свободной религиозной живописи. Прообразами святых стали служить вполне реальные живые люди. Доходило даже до того, что богородицу писали с красивых девушек из борделя, а на иконах изображалось среди окружающих фигур и лицо заказчика.

Эпохой Проторенессанса называют два столетия с 1300 по 1500 годы. Одним из самых ярких ее представителей был Джотто ди Бондоне или просто Джотто (1267 - 1337). Именно его творчество более всего повлияло на титанов Возрождения. 

Giotto_Видение Иоанна

Джотто можно назвать иконописцем, «забывшим» принципы иконописи. Он вводит в свои росписи и картины реальных людей и пространство. Летящий ангел изображен с учетом перспективы, а в знаменитом «Поцелуе…» лица Христа и Иуды отражают естественные человеческие чувства. Узнать же в сидящем старике апостола Иоанна можно только по окружающему голову нимбу.

Вторая значимая фигура Проторенессанса – Мазаччо (1401 - 1428). В его живописи и росписях уже появляются полностью обнаженные фигуры («Изгнание из рая»), детально прописывается фактура ткани, а позы изображаемых стали свободными и естественными.

Джотто и Мазаччо задали стандарты изображений для последующего высокого Возрождения, введя в каноны иконописи окружающую реальность.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

Леонардо да Винчи обладал не только весьма разносторонними способностями (утверждается, что он мог писать обеими руками одновременно), но и был сильно увлекающимся человеком. Он постоянно был всем должен, ибо брал авансы, например, за роспись, но посредине все бросал и шел заниматься математикой, катапультами, зубчатыми передачами или движущимися фигурами.

Именно поэтому до нас дошло не так много его законченных работ. Другая причина – постоянные эксперименты с подготовкой поверхности к росписи. В результате, некоторые фрески начинали разрушаться еще до своего окончания. 

Leonardo_da_Vinci_Иоанн Креститель

В картинах Да Винчи много загадок, касающихся не только улыбки Моны Лизы. (Сам художник ставил перед собой цель – создать изображение, которое нельзя было бы повторить).  Например, его Иоанн Креститель нарушает все признанные каноны. Он явно не аскет, весьма молод, но, самое главное, у него лицо Вакха, с другой картины художника. В «Мадонне Бенуа» изображена в качестве Богородицы девочка не старше четырнадцати лет, а знаменитая «Тайная вечеря» происходит не в хижине, как написано в Евангелиях, а в роскошных апартаментах.

Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564)

Переходя к следующему титану Возрождения – Микеланджело, стоит упомянуть о его весьма непростых отношениях с Да Винчи. Дошедший до нас дневник изобилует отнюдь не лестными эпитетами, самый мягкий из которых, пожалуй, «старикашка со скрипкой». Но и Да Винчи не оставался внакладе, называя фигуры Микеланджело «мешками набитыми орехами», из-за детальной проработки мышц без учета жирового слоя.

Но оба они обладали уникальными талантами. Если Да Винчи мог, раз взглянув на человека, сразу же запомнить его и написать портрет по памяти, то Микеланджело обладал даром видеть в блоке будущую скульптуру, приступая сразу же к ее высечению, минуя предварительные наброски.

Он мог держать в памяти все пространство огромной росписи, пока, лежа высоко на лесах, видел перед собой только маленький фрагмент штукатурки. Причем сама технология фресковой росписи не допускала права на ошибку, ибо нанесенные краски сразу же минерализировались, не допуская исправления.

Скульптуры Микеланджело поражают не только своей красотой, но и техникой создания. Ему пришлось заново переоткрывать многие технологии отделки камня, а свой самый известный шедевр – «Давида», он создал из блока, забракованного другим скульптором и вырубившего из него половину своей фигуры. 

Рафаэль Санти (1483 – 1520)

Рафаэль был не только прекрасным живописцем, но и как бы сейчас сказали – кутюрье. Гвардия Ватикана до сих пор одета в костюмы, созданные по его эскизам. И именно после него береты стали неотъемлемой частью облика художника.

Самая известная его фреска – «Афинская школа», являет собой пример прекрасной композиционной уравновешенности, где фигуры философов идеально вписаны в окружающую архитектуру. А «Сикстинская мадонна» считается символом Возрождения. И именно она наиболее наглядно демонстрирует разрыв западной религиозной живописи с иконописными канонами.

***

Кроме этого, в лекции было затронуто творчество Донателло (1386 - 1466), Верроккьо (1435 – 1488), Бенвенуто Челлини (1500 – 1571) и Джованни Бернини (1598 – 1680).   

 

Фотоотчет по лекции 24 октября 2015 г.

 

В следующей лекции (21 ноября) тема Возрождения будет продолжена на примере творчества Вечеллио Тициана, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего и Альбрехта Дюрера. А 7 ноября состоится очередное заседание клуба «Дискурс», на котором будет обсуждаться роман Шань Са «Играющая в го».

 

Александр Богаделин