Рим – Византия – Русь

« Назад

Рим – Византия – Русь 30.09.2015 06:01

Следуя исторической хронологии, в своей четвертой лекции цикла «История искусств» (26 сентября) Ю.И.Ермилов закончил тему римского портрета, затем перешел к искусству Византии и экскурсу в историю русской иконы. 

В отличие от греков, где «хороший» человек (для них это понятие было общественным, а не личным) не мог быть некрасив и, соответственно, приукрашивался, римляне любили себя такими, какие они есть. Все их четырнадцать скульптурных школ неизменно придерживались принципа точного воспроизведения натуры, и отображения в портрете характера. По их бюстам можно «читать» жизнь человека.

Но с закатом империи наступает закат и римского искусства. Последние скульптуры датируются четвертым веком н.э., временем перехода к христианству. Наступает эра искусства, построенного, скорее, на символической основе, и первые иконы продолжают традиции не греко-римской живописи и скульптуры, а погребальных фаюмских портретов, появившихся в Египте в I-III веках нашей эры.

Мало кто знает, но вначале Христос изображался в виде рыбы. Причиной тому была расшифровка букв греческого написания этого слова - ихтис, как «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». И даже левкас – грунтовка, которой предварительно покрывали доску, включал в себя рыбий клей.

Рыба_2

Христианство стремительно расширяло свои границы, и множество новообращенных привносило в него свое миропонимание, рассматривая иконы не как отображение лика святого, а как предмет, обладающий магической силой. Бывали случаи, когда с них даже соскребали левкас и добавляли в причастие.

Все это привело к тому, что официальная церковь начала иконоборничество. До седьмого века икон практически не сохранилось – их уничтожали, а иконописцам в Византии сжигали руки. Но к девятому веку вновь вернулось иконопочитание.

В отличие от православной ветви католичество пошло по пути религиозной живописи. Если каноном предписывалось изображать на иконе плоские фигуры без перспективы, символические  строения и растения, то в западной традиции началось «очеловечивание» святых и использование классических живописных приемов при прорисовке фона.

На Руси, естественно, первичной была византийская традиция и икону рассматривали как выражение духовной аскезы. Придерживаясь внешнего сходства в изображении исторических личностей, причисленных к святым, в остальном иконописцы жестко следовали канону, создавая, по сути, символическую живопись. Однако и в этих жестких рамках была возможность проявления индивидуальности.

Например, Спас Нерукотворный 12 века полностью подражал византийским образцам.

Спас нерукотворный_12 век

Но уже в 14-15 веках в иконописи Андрея Рублева появляется собственный русский стиль.

Спас нерукотворный_Рублев

А в 17 веке Симон Ушаков под влиянием западной традиции решил «оживить» лики святых и привнести в них больше реалистичности.

По мнению Юрия Иннокентьевича сейчас уже невозможно восстановление старой иконописной школы, ибо мастера не могут избавиться от всего того, чему их долго учат как живописцев. Из-за этого многие современные иконы становятся похожими на портреты.

Спас нерукотворный_совр

***

Закончилась лекция кратким обзором творчества трех великих русских иконописцев – Андрея Рублева, Феофана Грека и Дионисия. Удивительно, насколько рознились их характеры и судьбы.

Рублев был монахом – тихим, скромным человеком, долгое время соблюдавшим обет молчания. Феофана Грека, наоборот, звали Феофаном Философом. Послушать его речи во время процесса какой-нибудь росписи собиралась целая толпа. А Дионисий олицетворял собой вершину статусного положения иконописцев – царь сажал его по правую руку.

***

Во время обсуждения, отвечая на заданные вопросы, Ю.И. подробно рассказал о местных иконостасах, палехских и мстерских иконописных школах, дореволюционном обучении и даже о стоимости икон. Оказывается, во время польского нашествия и смуты иконы играли роль «твердой валюты» и свободно обменивались на золото. А за работу деда Юрия Иннокентьевича вполне могли отдать пятистенный дом в центре города.

 

Следующая лекция из цикла «История искусств» (24 октября) будет посвящена Проторенессансу и Ренессансу и в ней будет затронуто творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти. А 10 октября в рамках темы «Игра между жизнью и смертью» состоится просмотр и обсуждение фильма Питера Гринуэя «Интимный дневник».

 

Александр Богаделин