Символика древнеегипетского искусства

« Назад

Символика древнеегипетского искусства 09.11.2016 09:00

Третья лекция нового цикла «История искусств» была посвящена древнеегипетскому искусству. Цивилизация, просуществовавшая несколько тысячелетий, оставила после себя не только величественные памятники, видимые даже из космоса, но и всеобъемлющую систему религиозного мировоззрения, во многом повлиявшую на возникшие позже центры античной культуры. Например, египетский бог Тот - покровитель мудрости и знаний, превратился у греков в Гермеса, а у римлян – в Меркурия.

Ведущий цикла – искусствовед, преподаватель Художественного училища – Юрий Иннокентьевич Ермилов

В рамках лекции была показана видеозапись выступления Виктора Солкина - одного из ведущих российских египтологов, автора более ста научных и научно-популярных работ – «Язык символов в искусстве Египта». Можно сказать, что Виктор Викторович обладает поистине энциклопедическими знаниями по заявленной теме, «оживляя» для слушателей скульптуры, настенные росписи и даже бытовые предметы.

Мир древнего египтянина был насквозь пронизан религиозными символами. Они смотрели на него с росписи стен, были скрыты в скульптурах и интерьерах храмов.

Наглядный, можно сказать хрестоматийный пример – фрагмент росписи из гробницы казначея храма Амона в Карнаке Небамона (14 век до н.э.).

Небамон_1

На рассматриваемом фрагменте Небамон изображен в лодке, плывущей сквозь тростниковые заросли в дельте Нила. Сзади его находится жена, а между ног сидит дочь. На современный взгляд – это красивое светское изображение, но на самом деле оно глубоко символично.

Начнем с места охоты – тростниковая дельта Нила. Оно символизирует непроходимые болота Ах-Бит, где богиня Исида взрастила Хора, своего сына, рождённого магическим образом от убитого Осириса. Это место возрождения и плодородия, где в изначальные времена бог-творец в облике птицы создал вселенную.

Взлетающие, кричащие птицы, старающиеся избежать пленения, своим криком символизируют Рену Ур или Великого Гоготуна, который именно с помощью крика пронзает предвечную тишину мира и начинает акт творения.

Небамон_2

Более того, на фреске изображена даже не охота, хотя имеются все необходимые для нее атрибуты – в руках вельможи специальная палка, он держит пойманных птиц, одет в специальные одежды и т.д. На самом деле, это символ пленения сил хаоса отображенный в подчинении беспорядочно взлетающих птиц. Тем самым Небамон становится спутником и помощником солнечного божества, помогая ему поддерживать порядок в мире.

Еще один элемент фрески – ярко рыжий, огненный кот. И это не просто дикий кот, охотящийся в болотах дельты Нила. Он тоже является одним из символов предвечного божества, который в потустороннем мире пронзает тишину своим животворящим голосом, превращаясь в Великого Солнечного Кота.

Анх_2

Следует еще уточнить, что данный фрагмент фрески имеет еще левую часть, являющуюся как бы отражением правой. Только на ней вельможа не ловит птиц, а гарпуном пронзает плывущих под лодкой рыб. Учитывая, что рыба в древнем Египте символизировала человеческое тело, таким образом, Небамон освобождается от всего бренного, оставляя его на земле.

Джед_1

Наверное, один из самых известных и распространенных древнеегипетских символов – это анх – символ жизни. Также известен как «ключ жизни» или «египетский крест». Встречается на многих древнеегипетских памятниках. Причем, он для египтян был настолько привычен, что нигде не найдено пояснения его смысла или происхождения.

Второй по популярности древнеегипетский символ – джед. Он представляет собой столб с четырьмя поперечными досками сверху. Это символ мироосновы нашего мира и он олицетворяет позвоночник Осириса.

Эти два символа можно встретить на множестве египетских росписей и в скульптурах, причем даже в антропоморфном (оживленном виде).

Зеркало

Символика пронизывала и сугубо бытовые вещи. Возьмем, к примеру, зеркало. Верхняя круглая часть символизирует солнце. Глядясь в него, убиваешь смерть, убиваешь возраст, убиваешь то, что препятствует жизни. Ручка – это тростник из болот Ах-Бит, в которых происходило творение мира. Маска – богиня Хатхор – покровительница женской красоты и дочь божества солнца. Получается, что простейший взгляд в зеркало имеет в своем подтексте сложнейший мифологический ритуал.

Косметическая ложка

 

 

 

 

 

 

Или косметическая ложечка из собрания Лувра. На первый взгляд, это изображение девушки, держащейся за гуся. Но если посмотреть на нее с точки зрения символики, то перед нами богиня неба Нут, которая плывет в изначальном хаосе вод, и у неё в руках не просто гусь, а Великий Гоготун, творящий жизнь и мир своим криком. Крылья его раскрываются, и оттуда рождается солнце – в ложечке хранились румяна красного цвета.

Кроме этого, в лекции затрагивалась символика цветов, прежде всего, зеленого, красного и черного, в которые последовательно окрашивался Нил при разливе. Символика чисел. Символика высоты статуй и т.д.

Следует еще подчеркнуть, что египтяне жили в мире, где символ был первичен и не отягощен аллегориями и метафорами. Он воспринимался непосредственно, как зрительно, так и в языке, который был очень конкретен. Более того, понятия красоты и истины были, фактически тождественны. Не случайно считалось, что красота находится в самом сердце и неотторжимо связана с понятиями жизни и целостности.

Фотоотчет о заседании «Лекториума» клуба «Дискурс» 5 ноября 2016 г. 

Следующая лекция цикла «История искусств» (3 декабря) будет посвящена древнегреческому театру, а 19 ноября на очередном заседании клуба «Дискурс» планируется погружение в творчество Анны Ахматовой.

 

Александр Богаделин