Творческое наследие Микеланджело Буонарроти

« Назад

Творческое наследие Микеланджело Буонарроти 10.10.2016 09:00

Очередная лекция второго цикла «История искусств» была посвящена творчеству одного из титанов Возрождения - Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564), и состояла, как бы, из двух частей. В первой – был продемонстрирован документально-игровой фильм ВВС «Божественный Микеланджело», а во второй – Юрий Иннокентьевич Ермилов – искусствовед, преподаватель Художественного училища, прокомментировал и дополнил увиденное. 

Микеланджело

Фильм ВВС интересен, прежде всего, тем, что помимо демонстрации основных работ Микеланджело, он рассказывает и о тех технических трудностях, с которыми ему приходилось сталкиваться при их реализации. Кроме этого, он критически оценивает дошедшие до нас документальные свидетельства о жизни великого скульптора, художника, архитектора, поэта и мыслителя. И прежде всего, его автобиографию.

Например, вызывает большое сомнение утверждение Микеланджело, что его род идет от графов ди Каносса. И вряд ли стоит принимать на веру постоянные жалобы на безденежье. Это был самый высокооплачиваемый творец эпохи и по современным меркам – мультимиллионер. К тридцати годам на его счетах лежало столько дукатов, сколько Леонардо да Винчи мог скопить только под конец своей жизни. И даже там, где он утверждает, что трудился «из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения», как, например, при проектировании купола собора Святого Петра, на самом деле, он получал невиданное по тем временам для архитекторов вознаграждение.

***

На самом деле, Микеланджело несколько раз в жизни крупно повезло. В первый раз, когда он был отдан на воспитание кормилице в деревню каменотесов. В результате, разминать глину и владеть резцом малыш научился раньше, чем читать и писать. Во второй, когда он настоял на своем выборе, и отец отдал его в обучение в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. И хотя, в своих мемуарах М. описывает свое обучение, как зря потраченное время, он освоил все основные приемы живописи, в том числе фресковой, и технологию приготовления красок. Впоследствии, эти знания сыграют важную роль при росписи Сикстинской капеллы.

Признание Микеланджело как скульптора тоже не обошлось без курьеза. Решив заработать, он вылепил фигуру спящего Амура и, состарив ее, выдал за античную. Трюк удался, и скульптура попала в коллекцию могущественного Кардинала Риарио. Кардинал был знатоком искусства и сразу догадался, что это подделка – слишком необычна была поза Амура. Но, вместо наказания, юный М. получил от него заказ на изготовление новой скульптуры.

Другой ценитель его таланта – банкир Якопо Гали поручился за 23-летнего юношу, что если созданная им «Пьета» будет выполнена некачественно, то он возместит все затраты. Законченная в 1500 году скульптурная группа, была сразу же признана шедевром, а гипсовые слепки с нее разосланы в различные школы и академии в качестве образцов для подражания.

***

Казалось, не было такой области, в которой Микеланджело не достиг бы совершенства. Как и Леонардо да Винчи, он был «универсальным гением», часто вынужденным изобретать новые технологии для воплощения своих замыслов. Подробно показывая работы и изобретения Мастера, фильм, тем не менее, оставляет в стороне Микеланджело-человека, и Ю.И.Ермилов в своем выступлении  восполнил этот пробел.

Прежде всего, он остановился на работе скульптора. Молотками, которые весят от 2 до 8 килограммов, в те времена тот совершал от 100 тысяч до миллиона ударов в день, буквально по миллиметру стесывая с фигуры мрамор. Эти запредельные физические нагрузки, неизбежно отражались на характере. Общеизвестна угрюмость и нелюдимость Микеланджело, он так и не завел семью.

Далее, Юрий Иннокентьевич остановился на понимании античности в эпоху Возрождения. Греки рассматривали мрамор всего лишь как твердую основу. Они покрывали скульптуры левкасом, полировали их и, затем, раскрашивали яркими красками, инкрустируя глаза полудрагоценными камнями. Но красители и подложка распадаются в земле первыми и, откапывая белоснежные статуи, в средневековье считали, что это и есть их естественный цвет. И уже никому не приходило в голову покрывать их красками, делая подобием восковых фигур.

Отдельно были прокомментированы три «Пьеты», созданные в разное время Микеланджело.

Пьета_1

На примере первой «юношеской» композиции (1498 – 1500) Ю.И. показал проникновение символизма в искусство. Начнем с того, что Дева Мария не может быть так молода, как изображено у скульптора, ведь у нее на коленях лежит 33-летнее тело ее сына. Да и само тело Христа вызывает много вопросов. Мало того, что Мария держит его как твердую скульптуру – пальцы не деформируют кожу, оно еще, как будто, не имеет для нее веса. И это не говоря о том, что согласно современным расчетам рост изображенной Марии – 204 сантиметра.

Но Микеланджело сознательно шел на нарушение «естественности» ради эмоционального воздействия. Перед нами не реальная сцена, где мать оплакивает убитого сына, а отражение горя всего человечества. Великий символ нашего мира – вначале убить самое лучшее, высокое, возвышенное, а потом скорбеть об этом.

Над второй «Пьетой с Никодимом», задуманной для собственного надгробия,  М. начал работу в 1547 году в возрасте 72 лет. В 1555 году мастер разбил незаконченную работу, и до нашего времени она дошла только благодаря стараниям его ученика, восстановившего четырехфигурную композицию.

Пьета_2

Юрий Иннокентьевич считает, что причину уничтожения надо искать в самой скульптуре. Микеланджело высекал ее сверху вниз. Вероятно, он забылся в процессе работы, и Христос остался без левой ноги. Сейчас бы это посчитали авангардом, но сам мастер рассматривал получившееся, как большую неудачу.

В том же 1555 году, в 80-летнем возрасте, Микеланджело начал работу над «Пьета Ронданини», которая длилась 9 лет, до самой его смерти.

Пьета_3

Считается, что композиция осталась  в стадии первоначальной обработки, но, возможно, Мастер уже достиг такой стадии мудрости, что окончательная шлифовка становится неинтересной. Две угловатые, слившиеся фигуры выражали все, что он хотел сказать. Правда, человечеству потребовалось еще 300 с лишним лет, чтобы понять это.

***

Микеланджело, по сути, был великим реформатором в искусстве, не только нарушавшим все признанные каноны (например, изображал Бога-отца в виде старика или 14-летнего Давида в виде юноши), но и возродившим античный культ обнаженного тела. Ортодоксы сразу же возмутились его огромной заалтарной фреской «Страшный суд» в Сикстинской капелле из-за множества голых тел и, в конце концов, убедили Папу сделать картину более целомудренной. Специально был нанят художник, который выбивал часть изображения, заново наносил штукатурку и по ней дописывал фигурам набедренные повязки. К счастью, современная реставрация восстановила творение мастера в первоначальном виде.

Страшный суд

Есть еще одно немаловажное достижение Микеланджело – он значительно поднял расценки на работы скульпторов и художников. Этим он обеспечил возможность создания в будущем большого количества шедевров, ибо мастера стали браться за сложные фигуры, требовавшие для своего завершения многолетнего труда. 

Фотоотчет о заседании «Лекториума» клуба «Дискурс» 8 октября 2016 г.

Следующая лекция цикла «История искусств» (5 ноября) будет посвящена языку символов в искусстве Древнего Египта, а 22 октября фильмом «Господин оформитель» будет продолжено обсуждение эстетики Серебряного века.

 

Александр Богаделин