Гармоничные звуки шума

« Назад

Гармоничные звуки шума 04.05.2015 03:20

Необычный и в чем-то уникальный фильм «Звуки шума» был предметом обсуждения на двенадцатом заседании клуба «Дискурс» (2 мая). 

Необычность начинается с режиссеров. Их – двое. Друзей, родившихся с разницей в месяц в шведском городе Лунд и просидевших всю школу за одной партой. Правда, после их пути разошлись. Улa Cимoнccoн окончил консерваторию в городе Мальмё, а Юxaннec Шepнe-Нильccoн получил образование в стокгольмском Колледже изобразительных искусств. Но была мечта – снимать кино. И в начале 90-х друзья, вновь объединившись, выпустили первую восьмиминутную короткометражку, к счастью, замеченную на фестивале в Каннах. Вдохновленные первым успехом Симонссон и Нильссон принялась творить дальше, пока в 2001 году не появилась короткометражка «Музыка для одной квартиры и шести барабанщиков», завоевавшая на всевозможных киносмотрах более тридцати наград. Столь оглушительный международный успех требовал продолжения и вот в 2010 году с теми же актерами появляется полнометражная картина «Звуки шума».

Шесть эксцентричных музыкантов решили исполнить «Симфонию города» с помощью окружающих звуков. Первую часть – на теле больного в госпитале, вторую – в настоящем банке, третью – на экскаваторах и бульдозерах у стен концертного зала и четвертую – на высоковольтных проводах. Их одержимость не знала границ, в результате, за музыкальными террористами начала охоту чуть ли не вся местная полиция.

Но главное в фильме – не фабула, а музыка, которая исторически получила название «конкретной».

Сомодератор дискуссии – преподаватель музыкального училища Людмила Козиорова, рассказала историю возникновения этого направления. Оказывается, середина прошлого века была эпохой рождения множества музыкальных стилей. Кто-то выбрасывал из гамм определенные ноты, кто-то наоборот дополнял их новыми, но, все-таки, самым оригинальным оказался инженер-электроакустик французского радио Пьер Шеффер. 5 октября 1948 года в эфир вышел его «Концерт шумов», состоящий из трех частей: «Этюд с турникетом» для ксилофона, колоколов, колокольчиков и двух игрушечных машин, «Этюд с кастрюлями» и «Этюд с железными дорогами», в котором использовались звуки идущего локомотива, перестука колес, воя сирен и толчков вагонов.

Расцвет «конкретной музыки» пришелся на 60-е годы прошлого века, когда даже ООН выделял гранты на ее развитие. Но к 80-м это направление уже исчерпало себя, а применяемые им способы обработки звука – изменение скорости проигрывания записи, обратное воспроизведение, расширение границ громкости и звуковых частот, сейчас с успехом применяются в кинематографе и ди-джеями.  

Герои обсуждаемого фильма показали себя примерными учениками французского модерниста. Но если Шеффер боролся с засильем в музыке нововенской школы Арнольда Шёнберга, то музыканты в «Звуках шума», скорее, стремилась к экстремальным формам самовыражения. И они блестяще справились с поставленной задачей, упорядочив привычные, обыденные для человека звуки в гармонические ряды.

В процессе дискуссии была также отмечена перекличка «Звуков…» с фильмом «Одержимость», который обсуждался на десятом заседании «Дискурса». Помимо того, что главные герои картины тоже играют на ударных (причем, это не профессиональные актеры, а настоящие музыканты), ими движет любовь к искусству такой силы, что даже при задержании полицией, отбрасывая преследователей, они не убегают, а вновь хватаются за свои «инструменты».

Конечно, в фильме есть элементы комедии, точнее «черной комедии», но все показанное, тем не менее, воспринимается как вполне возможная реальность.

А закончить хотелось бы цитатой из одной рецензии: «Не удивлюсь, если через годы, при составлении всяких рейтингов, «Звуки шума» войдут в списки самых значимых фильмов в истории кино. Всему причиной безумные музыкальные номера, каких еще не знал кинематограф».

 

Тема следующих заседаний «Дискурса» - «Театр в кино и литературе». 16 мая состоится просмотр и обсуждение фильма Романа Полански «Венера в мехах», а 30 мая – обсуждение лекции известного театрального режиссера Питера Брука «В поисках Шекспира».

 

Александр Богаделин 

 

Хроника клуба «Дискурс»