Долгое путешествие на Аляску

« Назад

Долгое путешествие на Аляску 10.03.2015 03:32

Наверное, фильм Шона Пенна «В диких условиях» задел что-то важное у каждого из присутствующих на восьмом заседании литературно-видео клуба «Дискурс» (7 марта), если дискуссия по нему продолжалась более полутора часов. 

Картина, поставленная по одноименной книге американского писателя Джона Кракауэра, фактически, является экранизацией биографии реального человека. Кристофер Маккэндлесс, закончив в 1990 году университет Эмори, отдает все свои сбережения в благотворительный фонд и с оставшимися 500 долларами в кармане отправляется в путь по дорогам Америки, взяв себе имя Александр Супербродяга. Он объездил половину страны и даже сплавился на каноэ по реке Колорадо до Калифорнийского залива, но главной его целью было – поселиться в безлюдном месте на Аляске. В апреле 1992 году он реализовал свою мечту, но в августе, отравившись, умер от истощения.

Психолог Марина Силина в своем выступлении сосредоточилась на взаимоотношениях главного героя фильма и его родителей, объясняя полный разрыв Кристофера с ними полученными в детстве психическими травмами. Травмами от происходящих на его глазах постоянных ссор, планировавшегося развода и неожиданной информации о своей «незаконнорожденности» - к моменту его появления на свет отец еще состоял в предыдущем браке. Но показанная семья не является чем-то из ряда вон выходящей. Практически, все родители в той или иной степени травмируют своих детей (причем, из лучших побуждений). Просто, у Кристофера преодоление кризиса приняло несколько необычный вид – отказ от встроенности в общество, социальных ценностей.  

Более того, психологи отмечают такой парадокс – человек, у которого было слишком безоблачное детство, может надолго застрять в фазе эгоцентризма, обычно заканчивающейся к 12 годам.

Правда, в обсуждении прозвучало предположение о генной природе происходящего. Ведь не случайно примерно пяти процентам людей никак не сидится на месте и все время хочется отправиться в путь. На что последовало возражение, что в Америке такой образ жизни, скорее, культурное явление. Слишком притягателен для многих опыт битников и хиппи, оставивших неизгладимых след в мировоззрении американцев. В самом фильме в рюкзаке Кристофера все время лежат книги Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» и Джека Лондона.

Возможно, не погибни на Аляске, он стал бы очень интересным человеком. Ибо тот, кто самостоятельно, путем долгих размышлений выстроил свое отношение к миру, а не позаимствовал его из интернета и глянцевых журналов, получает такую опору, которая позволяет реализовать любое задуманное.

В ходе обсуждения оказалось, что многих «зацепила» последняя новелла фильма, называющаяся «Обретение мудрости», когда главный герой на пороге смерти пишет в своем дневнике, что счастье возможно только среди близких тебе людей. (И это не выдумка сценариста или режиссера. Все цитаты в фильме являются подлинными записями найденного дневника Кристофера). Чувствуется, что проблема детей, которые в силу юношеского максимализма стараются всячески отгородиться от родителей, даже не задумываясь, какие страдания они этим приносят, все-таки, актуальна не только для американцев.

 

Тема «круговорот бродяг в природе» будет продолжена на следующем заседании «Дискурса» - 21 марта, в ходе обсуждения романа Джека Керуака «Бродяги Дхармы». Только рассматриваться она будет под несколько иным углом: творчество и одиночество, буддизм и одиночество.

 

Александр Богаделин